Единый Шашечный Сайт

Вторник, 16 Августа 2016 13:03

Шашечные истории. Треугольник Петрова

Автор 
Оцените материал
(31 голосов)

70 лет тому назад шахматно-шашечный кружок дома пионеров и школьников (ДПШ) Московского района Ленинграда посетил чемпион СССР по шашкам И. Куперман. Он дал сеанс одновременной игры. Все мы играли тогда очень слабо. Я, похоже, чуть-чуть сильнее. Именно поэтому руководитель нашего кружка мастер Сергей Дмитриевич Петров попросил (об этом мне было рассказано много лет спустя) Купермана проиграть мне. Исер Иосифович выиграл все другие партии. Он честно пытался выполнить просьбу Петрова, но не тут-то было! Когда Куперман оставил себе одинокую дамку (не на большой дороге) против трёх моих, я ... предложил ничью. Куперман ненадолго задумался, принял предложение, но очень резко сказал мне: "Мальчик! Этот эндшпиль надо знать!" Он ушёл, а я стал "насиловать" Сергея Дмитриевича, чтобы он показал мне, как три дамки могут (и могут ли?) выиграть у одной. Бедный Сергей Дмитриевич! В то время (это я понял спустя много лет) ему (по вполне объективным причинам) было не до объяснений кому-нибудь чего-нибудь. Но я его так "достал", что он просто выгнал меня из кружка. Когда я робко явился в кружок в следующий раз, Сергей Дмитриевич подарил мне книгу Мишина "Концы игр в русские шашки". Это была моя первая шашечная книга.

И я заболел эндшпилем... на всю оставшуюся жизнь. Потом появились "125 шашечных этюдов" Н.Кукуева. Затем вышли прекрасные книги З.Цирика "Русские шашки. Окончания партий"(1953г.) и в 1959г. - "Шашечный эндшпиль". А до этого вышла книга "Шашечный этюд" Калинского и Становского. Кроме того, ни один эндшпиль, появляющийся в любой прессе, не проходил мимо моего внимания. Всё это я изучал с большим интересом, повторял (карманные шашки всегда были с собой) и знал очень хорошо.

Любопытный момент. В 1954 году в Ленинграде проходил первый чемпионат СССР по стоклеточным шашкам. Выиграл этот турнир И.Куперман. На закрытии я вручил победителю роскошный букет цветов. В качестве ответной любезности Исер Иосифович пригласил меня на следующий день прийти к нему в гостиницу, что я с удовольствием и сделал. И.Куперман подарил мне свою книгу о матче с Маратом Коганом и предложил сыграть несколько партий. Мы сыграли 5 партий. Все они закончились моим поражением. Я начал рассказывать Куперману о его посещении много лет тому назад нашего ДПШ. К моему великому изумлению, Исер Иосифович вспомнил и просьбу Петрова, и моё предложение ничьей.

- "Надеюсь, что сейчас Вы уже сможете поймать тремя дамками одну?" - с улыбкой спросил Куперман. Я ответил, что смогу сделать не только это. Исер Иосифович в течение полутора-двух часов "гонял" меня по самым разным эндшпилям. Моими знаниями он остался доволен и сказал:
- "Вижу, что Вы мой совет восприняли правильно и зря времени не теряли, но должен Вас огорчить, с таким знанием дебюта Вы до эндшпиля никогда не доберётесь...". Я пообещал подтянуть и эту стадию.

В Ленинграде Серёжа Маньшин называл меня "ленинградским Цириком". Естественно, до уровня Цирика мне было очень и очень далеко (и я это прекрасно понимал и понимаю до сих пор), но среди ленинградских шашистов в вопросах эндшпиля я обладал определённым авторитетом. Ко мне часто обращались в необходимых случаях. Были даже ситуации, когда при отложенных партиях ленинградские мастера звонили мне из других городов, где они были на соревнованиях. Однажды пришлось "быть арбитром" даже в споре гроссмейстеров. Благодаря моей консультации Михаил Кореневский убедительно выиграл "дуэль" у Владимира Голосуева. Где-то в начале восьмидесятых известный ленинградский шашист Николай Негра стал "приставать" ко мне, буквально, с требованием, чтобы я написал книгу по эндшпилю. Постепенно я стал задумываться на эту тему. Когда "образ" книги вырисовался у меня окончательно, я поехал в Москву к Наташе Полянской. Подробно рассказал о том, какую книгу я хочу написать. Наташа восприняла мои идеи с большим воодушевлением. И включила мою книгу в план издательства "Физкультура и спорт". После того, как книга была написана, проверена, откорректирована, отрецензирована, она непонятно долго (для меня) не подписывалась к печати. Я спросил у Наташи причину такой затяжки. Она мне объяснила. "Видишь ли, Володя, сейчас заканчивает работу над книгой по эндшпилю в 100-клетки Ю.Барский. Мы решили издать обе книги под одной обложкой, потому что стоклетки не пользуются такой популярностью, как русские. Таким тиражoм, как твою (50000 экземпляров), стоклетки издавать экономически не оправдано. Потерпишь ещё немного?" Я рассмеялся. "Наташенька, а у меня есть выбор?" "Нет". "Так чего ты спрашиваешь?". Рассмеялась и она. Книга вышла в 1989 году.

….Возвращаюсь в 1945 год. Получив в подарок от Сергея Дмитриевича учебник по окончанию партий, я немедленно стал изучать Треугольник. Казалось бы, всё там было описано очень просто. Но прошёл, примерно, целый месяц, прежде, чем я начал в турнирных партиях "разбираться" своими тремя дамками с одинокой дамкой противника "без сучка и задоринки". А до этого... То вершина треугольника оказывалась не там, где ей следовало находиться ("супротив" одинокой дамки). То очередь хода была за мной (а должна быть за противником). То моя дамка уходила с большой дороги не на то бортовое поле. То почему-то просто не хватало ходов... Такие проблемы возникали вначале и у всех моих сверстников. И не только у моих. В 1975 году, по рекомендации С.С. Маньшина, я был принят на работу в отделение шашек Ленинградского Дворца Пионеров. Увы, я  увидел, что эти проблемы с построением Треугольника у начинающих шашистов так никуда и не делись. Когда же ребятня жаловалась Маньшину, что у них ничего не получается, то Сергей Сергеевич их "успокаивал", говоря: "Всё у вас со временем получится. Сам Саша Дыбман учил Треугольник целую неделю". Если бы "мучились" только начинающие шашисты. В 1963 году, отправившись по служебным делам из Прибалтики в астраханские степи, я "по дороге" смог заехать в Москву, где проходило 5-ое командное первенство СССР. Зайдя в один из номеров, где жили шашисты, я услышал, как участница одной из команд громогласно возмущалась тем, что какая-то шашистка не смогла за 15 ходов выиграть тремя дамками против одной. Я спросил: "А ты уверена, что всегда сможешь это сделать?" "Конечно!" Мы расставили шашки. Я взял себе одинокую дамку и стал ходить ею только по диагоналям косяка. Дело кончилось слезами... За 15 ходов "меня" так и не поймали. Ладно, скажете вы. Это была девушка, имевшая "всего лишь" первый разряд. Однако, мне приходилось видеть и весьма приличного мастера, которому не хватило 15-ти ходов, и судьи зафиксировали ничью. А мастер, действительно, был очень приличный. Ему доводилось опережать на всесоюзных соревнованиях таких противников как В.Вайсер, Н.Спанцирети, В.Чечиков, Х.Яху... Когда я рассказал об этом казусе известному в Израиле (и не только в Израиле) мастеру Юрию Резнику, он встретил это сообщение очень спокойно и объяснил его следующим образом: "Видите ли, Володя, мастерам не приходится строить Треугольник, т.к. их противники к этому моменту сдаются. Вот поэтому мастер может и забыть, как это делается".

Наблюдая все эти случаи, я иногда предполагал, что "неладно что-то в Датском королевстве". Но я тут же отбрасывал эти мысли по причине, что "этого не может быть, потому что не может быть никогда". Столько лет и шашистов стояли за Треугольником! " Так я думал до 1987 года. А там, буквально, в течение трёх дней произошли такие события".  В одну из пятниц я, как обычно, проводил занятия с группой кандидатов в мастера. На занятии присутствовала (первый и последний раз!) мама одной из девочек - Нина Олимпиева. Изучалась следующая позиция:

Я показал такой путь к выигрышу. 1.ah8 hf8 ( 1...hc1 2.hd4x) 2.hd4 fb4 3.bf4.

Далее мной были рассмотрены ответы чёрных 3...be1,  3...be7,  3...bf8 и рассказано, как побеждают белые во всех этих вариантах. Затем я проверил, как мои ученики освоили пройденный материал. Занятия (опять же, как обычно) закончились блиц-турниром.

На следующий день, в субботу, ближе к вечеру, зазвонил телефон. Звонила Нина.

- "Владимир Рафаилович, - сказала она,- помогите".
- "А что случилось?"- спросил я.
- "Вы же знаете, что я в шашках ничего не понимаю, - ответила Нина, - Наверно, поэтому не могу найти выигрыша в позиции, которую Вы показывали вчера. Если чёрные сыграют не так, как показывали Вы, а 3...bc5, то несмотря на то, что у них остаётся всего одна шашка против двух дамок, я не понимаю, как белые тут должны выигрывать.". Сказать, что я был ошеломлён услышанным, значит - ничего не сказать.
- "Нина,- тихо прошептал я после небольшой паузы, - тут, действительно нет выигрыша..."

А на следующий день, в воскресенье, на командных соревнованиях мой ученик Миша Горюнов, в партии против одного из ленинградских мастеров, после 30-го хода получил чёрными позицию, с которой я начал свой рассказ. По регламенту соревнований после 30-ти ходов был пятнадцатиминутный перерыв. Мастер спросил у коллег, нет ли у кого-нибудь с собой книги Кустарева по эндшпилю. Эта книжка нашлась, и мастер стал искать нужную позицию. Миша подошёл ко мне.

- "Владимир Рафаилович, - сказал он, - может быть, мне просто сдать партию? Мало того, что позиция проигранная, так мой противник ещё и учебник читает..."
- "Миша, - сказал я, - в этом-то и вся прелесть ситуации. На ход 3.bf4, который он вычитает в учебнике, ты ответишь не так, как позавчера учил вас я, а 3...bc5 с ничьей ". Так оно всё и произошло. Партия закончилась вничью.

О том, что ход 3.bf4 ошибочен, и это обнаружила Н.Олимпиева, рассказано на странице 19 "Курса шашечных окончаний" ( Маламед В.Р. , Барский Ю.П., 1989 г.). А в 1997 году в партии полуфинала чемпионата Израиля возникла такая позиция.

Д.Ляховский - Я.Шаус

Чёрные ошибочно сыграли 1...gd4?. Белые могли добиться ничьей 2.gf4! eхg3 3.hхf2 dхg1 4.hg7= , но не заметили этой возможности и проиграли.

По всей вероятности, оба шашиста так и не "успели" заглянуть в  книгу, вышедшую из печати за 8 лет до их партии...

После звонка Н.Олимпиевой я долго не мог прийти в себя. Как же так!? Из книги в книгу десятилетиями переходила простая ошибка и никто из шашистов не мог её обнаружить? Волей-неволей мои мысли вновь возвращались к Треугольнику. Вдруг и там всё же можно что-то найти?

И вот однажды, в который раз расставив классическую позицию: я задумался над вопросом, обязательно ли на ходы чёрных уводить дамку с большой дороги ce1, как это рекомендуется во всех учебниках? Неожиданно пришла идея попробовать не уводить с большой дороги дамку, а рядом с ней поставить дамку, находящуюся в вершине равнобедренного треугольника? Сделал это db4 и... очень удивился. Оказалось, что после такого действия уходят многие проблемы, которые приходилось решать раньше. Неважно, чья очередь хода после построения треугольника. Даже неважно, была ли вершина расположена напротив одинокой дамки.

В последний четверг каждого месяца во Дворце Пионеров проходило собрание тренеров-преподавателей шашечных отделений спортивных школ и преподавателей шашечных кружков ДПШ Ленинграда. На этих собраниях подводились итоги прошедшего месяца, уточнялся календарь соревнований, обсуждались и другие различные вопросы. На одном из очередных собраний я рассказал о своей находке в Треугольнике. Когда я закончил свой рассказ, раздался смех известного мастера Б.М.Герцензона.

- "Почему Вы смеётесь, Борис Миронович, - спросил я, - наверно, это всё давно известно?"
- "Нет, Володя, - ответил Герцензон - просто иногда я задумывался над тем, как часто люди проходят мимо совершенно очевидных вещей. Твоя находка подтвердила мои наблюдения. Сейчас, когда ты это показал, я, действительно, недоумеваю. Настолько всё просто, а почти пятьсот лет этого никто не видел".

После моего рассказа многие ленинградские тренеры говорили мне, что теперь у них нет проблем при обучении своих подопечных правилам ловли одинокой дамки. Свою находку я включил в книгу (стр.15. Г. Уничтожение дамки). После её выхода в свет я стал замечать, что в шашечной литературе используется предложенная мной идея. После ознакомления с "Энциклопедией эндшпиля" (Максим Фёдоров, 2010 год), где также использован предложенный мной метод (стр.11. Пятый этап. Уничтожение дамки), я задал автору вопрос.

"Максим, Здравствуйте!

Мне, действительно, очень нравится Ваша "Энциклопедия эндшпиля". Это - без всякой иронии. В своём замечательном труде, Вы в первом томе (стр.11), рассказывая о пятом шаге Треугольника приводите план уничтожения дамки, который описан мной в моей книге. Я не встречал раньше такого плана ни в литературе, ни в указаниях тренеров. Обычно говорилось, примерно, так: "Когда треугольник (обязательно вершиной к дамке) построен, то на любой ход одинокой дамки мы уходим с большой дороги так, чтобы быть на одной линии с одинокой дамкой". О своём видении "пятого шага" (по Вашей терминологии) я рассказал в 1988 году на заседании методического объединения тренеров-преподавателей шашечных кружков и секций Ленинграда. Присутствовавший на заседании Б.М. Герцензон подтвердил новизну моего подхода, высказав при этом удивление тем, что за более чем полтысячи лет никто не заметил столь очевидной вещи. Вы, безусловно, при написании своего трёхтомника "перелопатили" всю шашечную литературу, касающуюся эндшпиля. Очень прошу ответить, встречали ли Вы при описании Треугольника предложенный мной метод? Если "да", то в какой книге? С уважением, Владимир!"

Затем и получил на него ответ:

"Здравствуйте! Нет, предложенный Вами метод не встречал нигде.
С уважением, Максим Фёдоров "

И всё же до сих пор мне не очень верится, что мою находку не нашёл кто-нибудь другой гораздо раньше. Именно желание узнать это и побудило меня написать данную заметку.

Прочитано 9683 раз Последнее изменение Пятница, 19 Августа 2016 16:05

Комментарии   

 
+1 # Алексей 16.08.2016 16:56
"Вершину треугольника к дамке на косяк" - так мы запоминали это правило. Оно действительно значительно облегчает поиск финальных ходов, особенно в нетипичных позициях (нарушена очередность хода в построении) и в острых цейтнотах.

Спасибо за такую находку!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # Владимир 16.08.2016 17:07
"Голова идет к ноге на большой дороге" :-)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# юрий 16.08.2016 17:40
это было известно в 2000 г.См.базы шашек Аврора
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# юрий 16.08.2016 17:54
В чем разница между ходом 1..d6-b4 и 1..c3-e1 Выигрыш и там и тут 5 ходов.
1.d6-b4
[ 1.c3-e1 d8-h4
[ 1. ... d8-a5 2.e3-d4 a5-d8 3.d4-b6 d8:a5 4.d6-b4 a5:c3 5.e1:b4 ]
2.e3-f4 h4-d8 3.f4-g5 d8:h4 4.d6-g3 h4:f2 5.e1:g3 ]
1. ... d8-a5 2.e3-g1 a5-d8 3.g1-b6 d8:a5 4.c3-e1 a5:c3 5.e1:a5
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # может интересно 16.08.2016 19:16
Как ни печально для кого-то..... . Незабвенный Ю.П.Барский, соавтор "Курса шашечных окончаний" автора этой статьи, учил детей именно такому методу ловли одинокой дамки в "Треугольнике Петрова" на страницах журнала "ШАШКИ" лет за 10 до "изобретения" В.Маламеда. См., например, ж. "ШАШКИ", Рига, №6, 1978 г, стр. 15. Были, очевидно, и более ранние публикации. Но, это уже не важно ....
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Владимир Иванов 16.08.2016 19:47
я был знаком с описанным методом ещё в 50 -годы и именно ему обучал своих учеников. Что же касается ловли боковым треугольником или попкой к дамке на борту -то именно так приходится ловить её при раннем уходе с тройника-и отрицательное отношение к подобному построению-неум естно. кем занято- мной
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Владимир Маламед 16.08.2016 20:06
Спасибо. А можно уточнить, кто ( или что) ознакомило Вас с этим методом?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Владимир Иванов 16.08.2016 20:27
по-моему мой старший брат-а от кого он узнал не знаю
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Баир 21.08.2016 04:35
этот метод можно найти самому, суть: способ ловли на тройнике и косяке одинаков... диагональ только 1 добавляется. я тренером работал еще в середине 1990-ых учил детей ловить ее именно так + попутные ловушки. еще забавная метода - поворачивал доску на 90 градусов и опять дети ее ловили ) им было весело, затем они ее ловили треугольником с часами... и т.д. т.е. все доводилось до автоматизма. в 1994 у меня было 2 уникума 1984 года рождения эти двое в августе месяце на тренировках находили вторые решения в позициях из книг Маламеда и Цукерника... я был просто в шоке, и обе книги по окончаниям - Маламеда и Федорова всегда рядом )
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Depor 27.06.2020 04:30
Цитирую Баир:
этот метод можно найти самому, суть: способ ловли на тройнике и косяке одинаков... диагональ только 1 добавляется. я тренером работал еще в середине 1990-ых учил детей ловить ее именно так + попутные ловушки. еще забавная метода - поворачивал доску на 90 градусов и опять дети ее ловили ) им было весело, затем они ее ловили треугольником с часами... и т.д. т.е. все доводилось до автоматизма. в 1994 у меня было 2 уникума 1984 года рождения эти двое в августе месяце на тренировках находили вторые решения в позициях из книг Маламеда и Цукерника... я был просто в шоке, и обе книги по окончаниям - Маламеда и Федорова всегда рядом )

Совсем разные. На тройнике поймать может идеальный треугольник Чирьева в петлю в одном из вариантов, способ Чирьева в варианте перехода к штыку и штык Гоняева. Треугольник Петрова на тройнике не ловит — только при глупой игре одиночки можно попасть в элементарную петлю. Треугольник Петрова ловит исключительно на косяке.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# может интересно 21.12.2018 08:03
Кстати, в расстановках типа б.д. c5, f4, f6. ч.д. e1 - после хода чёрных eh4 пятьсот лет выигрвают только и именно этим методом - ce7.
Получается, логика вопроса ознакомила.
P.S. Этот комментприй к вопросу о беззастенчивост и.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Владимир Маламед 27.12.2018 10:45
Не мог предположить, что Вы столь почтенного возраста, что знаете, что происходило 500 лет тому назад. Могли бы в этом случае и указать более ранние публикации. Тем более, ранее Вы писали,что это ОЧЕВИДНО. Ленинградские тренеры более младшего возраста (т.е. менее пятисот лет) учили своих подопечных НЕ допускать позиций, которую Вы приводите. И С.Д. Петров и (гораздо позднее, С.С.Маньшин). говорили так: "Треугольник должен быть построен вершиной к дамке противника". Посему, например, в позиции б.д. a1,c5,f4. ч.д.e1 нас (меня, в т.ч.) учили играть не af6, а делать выжидательный ход ah8. \\ А к вопросу о беззастенчивост и планирую вернуться до Нового года в комментариях к моей следующей статье.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# может интересно 29.12.2018 20:06
1. Про пятьсот (полтысячи) лет пишите в статье именно Вы - дважды. Я же уподобляюсь, в виде "аллегории", не более.
2. Вам уже пытались объяснить (см. выше), что эти позиции возникают при раннем уходе слабейшей стороны с тройника. Например, б.д. c5, e5, f6; ч.д. d2 - ... de1 (бывает такое, практика) ef4! и т.д. Квалифицированн ые тренеры этому учат всегда, так как если следовать "алгоритму" (на автомате в блиц), можно не уложиться в отведенное для выигрыша количество ходов.
3. И С.Д. Петров и (гораздо позднее, С.С.Маньшин). говорили так: "Треугольник должен быть построен вершиной к дамке противника". С какой стати, истина что ли в последней инстанции? Ну С.Д. Петров - понятно, а про Маньшина хотя бы пояснили почему? Впрочем, и это неважно.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Depor 27.06.2020 04:05
Цитирую может интересно:
…что эти позиции возникают при раннем уходе слабейшей стороны с тройника. Например, б.д. c5, e5, f6; ч.д. d2 - ... de1 (бывает такое, практика) ef4! и т.д. Квалифицированные тренеры этому учат всегда, так как если следовать "алгоритму" (на автомате в блиц), можно не уложиться в отведенное для выигрыша количество ходов.
3. И С.Д. Петров и (гораздо позднее, С.С.Маньшин). говорили так: "Треугольник должен быть построен вершиной к дамке противника". С какой стати, истина что ли в последней инстанции? Ну С.Д. Петров - понятно, а про Маньшина хотя бы пояснили почему? Впрочем, и это неважно.
Как можно так строить треугольник, что две дамки оказались на большой дороге? Зачем? Зачем дамка с d6 полезла на e5? Или она туда с угла двойника попала, по причине плохого зрения пролетев d6? Такое можно наиграть только если целиком и полностью не осознавать механизм построения. Неправильный треугольник Петрова может возникать в эндшпиле 3Дх1Д, но не в способе треугольника Петрова, а исключительно в идеальном треугольнике Чирьева.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# может интересно 25.12.2022 19:49
Они там "всегда стояли". И не в процессе постройки треугольника. Блиц, штука преинтереснейша я.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# О! 30.12.2018 10:39
Какие вам публикации ещё требуются, если в "боковом" Треугольнике "этот метод" был-есть-будет нередко единственным способом достижения выигрыша.
--- Пользуясь случаем, задам давно напрашивающийся вопрос: Какую роль в написании вашей части книги "Курс шашечных окончаний" имела самиздатовская (на то время) монография Ю.Кустарева "ДАМОЧНЫЙ ЭНДШПИЛЬ" в 4-х частях?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Depor 04.05.2019 23:34
Цитирую Владимир Маламед:
Не мог предположить, что Вы столь почтенного возраста, что знаете, что происходило 500 лет тому назад. Могли бы в этом случае и указать более ранние публикации. Тем более, ранее Вы писали,что это ОЧЕВИДНО. Ленинградские тренеры более младшего возраста (т.е. менее пятисот лет) учили своих подопечных НЕ допускать позиций, которую Вы приводите. И С.Д. Петров и (гораздо позднее, С.С.Маньшин). говорили так: "Треугольник должен быть построен вершиной к дамке противника". Посему, например, в позиции б.д. a1,c5,f4. ч.д.e1 нас (меня, в т.ч.) учили играть не af6, а делать выжидательный ход ah8. \\ А к вопросу о беззастенчивости планирую вернуться до Нового года в комментариях к моей следующей статье.

Насколько мне известно, уже в 1897 году в книге juego del damos .../registro.cmd?id=1018879 , нажав на иконку странички с текстом, сразу после названия, можно просмотреть, а на значек PDF скачать книгу, в примерах используется именно постановка дамки с вершины к дамке на косяке. Смотрите 65 страницу третьего примера или другие. Что бы было понятно — обозначение B. 1. 5. — это ход белых 1—5, что соответствует нашему a1—b2. Аналогично N. 9. 13. — это ход a3—b4. Нотация у них цифровая, начинается с нижней правой клетки и идет с права налево. Но доска у них зеркальная к нашей по вертикали. Соответственно у нас номер один имеет клетка a1, номер два c1 и т.д.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Depor 23.06.2020 23:05
Цитирую Владимир Маламед:
Не мог предположить, что Вы столь почтенного возраста, что знаете, что происходило 500 лет тому назад. Могли бы в этом случае и указать более ранние публикации. Тем более, ранее Вы писали,что это ОЧЕВИДНО. Ленинградские тренеры более младшего возраста (т.е. менее пятисот лет) учили своих подопечных НЕ допускать позиций, которую Вы приводите. И С.Д. Петров и (гораздо позднее, С.С.Маньшин). говорили так: "Треугольник должен быть построен вершиной к дамке противника". Посему, например, в позиции б.д. a1,c5,f4. ч.д.e1 нас (меня, в т.ч.) учили играть не af6, а делать выжидательный ход ah8. \\ А к вопросу о беззастенчивости планирую вернуться до Нового года в комментариях к моей следующей статье.

Он немного ошибся, лет так на 60.
Наконец-то удалось найти самую старую сохранившуюся книгу по шашкам —Pedro Ruiz Montero. Libro del juego de las damas vulgarmente nombrado el marro. objdigital.bn.br/.../...
Это считается первой публикацией способа. И так, часть третья, форсированный эндшпиль, страница 27 оборот. Позиция БД c5 f4 f6 ЧД e1. Монтеро делает ход 18-27!, что в нашей нотации будет c5-e7. Спор окончен.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Depor 27.06.2020 03:55
Цитирую Владимир Маламед:
Не мог предположить, что Вы столь почтенного возраста, что знаете, что происходило 500 лет тому назад. Могли бы в этом случае и указать более ранние публикации. Тем более, ранее Вы писали,что это ОЧЕВИДНО. Ленинградские тренеры более младшего возраста (т.е. менее пятисот лет) учили своих подопечных НЕ допускать позиций, которую Вы приводите. И С.Д. Петров и (гораздо позднее, С.С.Маньшин). говорили так: "Треугольник должен быть построен вершиной к дамке противника". Посему, например, в позиции б.д. a1,c5,f4. ч.д.e1 нас (меня, в т.ч.) учили играть не af6, а делать выжидательный ход ah8.

Такую позицию только специально можно создать. это зачем же обе дамки стоят на не смежных ключевых полях? Бывает позиция Панкратова — c5 f4, но там дамка на большой дороге на d4 или e5 и она создается 5-м, а не 6-м ходом — выжидательный ход d4-e5 или наоборот нисколько решение не затягивает. Меня вообще убивает, когда учат правильно делать "выжидательный" ход. Зачем? Учите правильно строить и выжидательный ход будет только 4-й, но никак не 7-й.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Depor 27.06.2020 04:23
Цитирую Владимир Иванов:
Что же касается ловли боковым треугольником или попкой к дамке на борту -то именно так приходится ловить её при раннем уходе с тройника-и отрицательное отношение к подобному построению-неуместно.

Еще как уместно — ибо при раннем уходе строится все тот же треугоьник и никаких боковых. Просто в этом случае одиночке хана на ход раньше. И так, на пальцах. дамка на поле a1 одиночка пускай на g1. 3 хода достаочно поставить одну дамку в угол двойника, вторую на этот же двойник. Если наша 3-я дамка на ключевом поле (поля пересечения двойника с тройниками — c5, d6, e3 или f4), то одиночка должна встать в угол двойника, через который мы можем занять другой двойник. Иначе проиграет на ход раньше — за 11-ть ходов. Если же 3-я дамка у нас на поле g3, например, то одиночка может не стеречь второй двойник. Нет разницы когда дамки сделают ход g3-f4 или g3-d6, после 4.h2-g1 или 4-м ходом, вынуждая одиночку покинуть угол. Результат после 5-го хода одинаков — 1-я дамка в углу большой дороги, 2-я дамка в углу двойника и 3-я дамка на ключевом поле 2-го двойника. 6-м ходов всегда ставим дамки на смежные ключевые поля. Теперь если одиночка уйдет с тройника на косяк, то 7-м ходом переставляем одну из дамок на другое ключевое поле так, чтобы ни одна из дамок не стояла на одной горизонтали или вертикали с одиночкой. И 8-м ходом ставим правильный треугольник Петрова. Нет тут места "боковому" нигде и никак.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Владимир Маламед 16.08.2016 19:51
Очень интересно! Спасибо! Вы правы. И совсем не печально. Именно для постановки точки в этом вопросе и написана моя статья. Но, на мой взгляд, точка не поставлена. Буду рад, если кто-нибудь укажет более ранние источники. Меня интересует именно истина, а не мой "приоритет".
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# может интересно 16.08.2016 21:19
С Днём рождения! Долгих лет.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Владимир Маламед 16.08.2016 21:34
Спасибо!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# тон кийход 27.09.2016 17:55
Более ранние чем "Курс шашечных окончаний" и "Энциклопедия эндшпиля"!?! Оказалось, можно найти и на чувашском языке. См. Н.И.Дмитриев, "Учитесь играть в шашки", Чувашское книжное издательство, 1982 г., стр. 27,28.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Depor 05.05.2019 19:13
Постановка бокового треугольника и уход дамки с вершины на косяк показано в испанской книге Manual del juego de damas Arreglado por nuevo metodo por E. L. C. 1897 года изданая в Гранаде на 65 странице. У обязательной постановки вершиной к дамке соперника и уходи дамкой на борт ноги растут из книги Петрова и испанской же книги Tratado completo del juego de damas / por Enrique Moya y Perez 1875 года, материалы которой перепечатывалис ь в "Шашечнеце" или "Шахматном обозрении".
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Владимир 22.10.2016 21:57
Забавно, что именно Ю.П. Барский через 11 лет ("Шашки" № 5/1989, стр.13) учит ловить одинокую дамку "старым" методом...
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Владимир Маламед 27.12.2018 10:26
Очень интересно! Спасибо! Вы правы. И совсем не печально. Именно для постановки точки в этом вопросе и написана моя статья. Но, на мой взгляд, точка не поставлена. Буду рад, если кто-то укажет более ранние источники. меня интересует именно истина,а не мой "приоритет"
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # Владимир Иванов 16.08.2016 20:42
кстати я вашей книгой в своё время интересовался-н е мало опроверг-но это дела давно минувших дней.Кстати поздравляю с днём рождения! немного шашистов в таком возрасте не потеряли интереса к шашкам . Как ваше здоровье?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Владимир Маламед 16.08.2016 21:07
К нахождению ошибок в моей книге я относился спокойно. Как я уже писал, я очень хорошо осознавал, что до Цирика мне, как до неба. Но даже у него в эндшпилях ( и не всегда сложных) встречались ошибки.\\ Спасибо за поздравление. Да, интереса к шашкам не потерял. Как, впрочем, и к "первой любви". К шахматам. Если Вас интересует, как раз сегодня на сайте опубликованы 4 моих "зарисовки". \\ А здоровье... Увы, согласно возрасту.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Владимир Маламед 16.08.2016 21:09
Не сообщил сайт. Вот он. www.e3e5.com/.../
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Владимир Иванов 18.08.2016 10:52
прочитал-интере сно-хотя и о делах давно минувших дней.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # Василий Христич 16.08.2016 21:47
В первую очередь, поздравляю Владимира Рафаиловича с днём рождения! И желаю этому прекрасному весёлому человеку доброго здоровья и счастливых лет жизни!

Во-вторых, хочу напомнить, что Владимир Маламед - это не только блестящий знаток шашечных окончаний и автор описываемого здесь фундаментальног о труда по эндшпилю в русских шашках, но и прекрасный мастер игры, а также не менее замечательный обозреватель шашечных событий и превосходный рассказчик всего, что связано с шашками и их историей (или даже вернее: с историями в в мире шашек). Чего стоят его заметки и публикации в журналах "Шашки" и "Шашечный Израиль" - не поленитесь, почитайте, если ещё не читали. Там не просто "ход сюда-ход туда, а вокруг зрители ахают", там чувства. Очень интересно!

В моём понимании есть несколько, как я их себе представляю, "культурных слоёв" шашечной истории. Это слои как бы состоят из временных отрезков, событий, а главное - из людей, наполнявших эти исторические времена и события. Такие гранды, как В.Маладмед, Ю.Арустамов, Э.Цукерник, Н.Абациев - в моей системе шашечных исторических координат составляют особый пласт по-настоящему культурного наследия нашей игры. Эти ребята 30-40-х годов рождения того столетия все как один обладают врождёнными чувствами юмора, тактом и умением грамотно выражать свои мысли. И все они, влюбившиеся однажды в шашки, привнесли в них каждый что-то своё: новое, нужное, фундаментальное , и что-то ещё, что толкает их вперёд и по сей день. Конечно, были (и есть) и другие ребята тех времён, но они уже относятся к другим "слоям" в моём шашечном мировоззрении. А эти парни - они вот отдельные, таких больше не делают. Не делают не потому, что не умеют, просто времена уже поменялись многократно. Без сомнения, будут (и есть уже!) и другие шашечные хулиганы-интелл ектуалы-остросл овы, но они уже будут свидетелями своих эпох... А Владимир Маламед - это живой и говорящий памятник эпохи советских шашек, где много-много чего интересного на самом деле было!

Ну, и возвращаясь к теме данного материала, спешу заметить - мой тренер Михаил Полунов гонял нас по эндшпилям на занятиях нещадно, все мы в его кружке (а это было в середине 90-х) учились именно по Курсу окончаний В.Маламеда. И, вы знаете, насколько я помню он нас обучал, что ставить Треугольник можно вполне себе и "боком". А ещё помню, что на стенде, где всякие заслуги учеников висели и таблицы соревнований, в обязательном порядке был небольшой уголок под громким названием "Уточняем корифеев", куда М.Полунов вывешивал карточки с какими-то уточнениями (или даже опровержениями! ) из книг. Эти уточнения находились во время анализов на занятиях. Там были и "Курс дебютов" Литвиновича и Негра, и комбинации из "Антологии" Цукерника, и диаграммы из "Позиционных приёмов" Адамовича, а также и некоторые эндшпили из "Курса окончаний" Маламеда. Это было счастье для нас - попасть в этот раздел на доске! Но тем не менее, для меня "Курс окончаний" В.Маламеда навсегда остался главным букварём в познании приёмов при игре в эндшпиле в русских шашках. Браво, Владимир Рафаилович, спасибо Вам за этот труд!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # Владимир Маламед 16.08.2016 21:56
Ну, Василий... Так меня расписали... "Уж такой я стал хороший, сам себя не узнавал".
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Василий Христич 16.08.2016 22:28
Владимир Рафаилович, это не лесть, это мои прямые мысли и суждения. Видите, вот так уж получилось, что Вы в шашечном мире изрядно наследили (исключительно в хорошем смысле этого слова). И мне, как и многим-многим другим, хотелось бы, чтобы Ваши следы не терялись. Пишите, пожалуйста, ещё. Как и всегда: также занимательно, также сытно, также откровенно! Берегите себя и свои воспоминания, и делитесь ими - это, действительно, интересно и нужно.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Владимир Маламед 16.08.2016 22:44
Уточняю. На приводимом мною шахматном сайте статья называется. "В.Маламед. Зарисовки".
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Владимир Иванов 18.08.2016 11:01
Василий-как всегда-познават ельно и интересно.Даже в комментариях.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Владимир Маламед 16.08.2016 22:31
Василий, сегодня на шахматном сайте www.e3e5.com/.../ опубликованы 4 моих зарисовки. Там есть немного материала об Эстеркиной ( публиковалось и раньше) и о Рамме ( внервые)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Василий Христич 16.08.2016 23:20
Спасибо! Прочитал. Про Эстеркину уже видел ранее где-то - отличный педагогический ход! Думаю, у многих на вооружении, но Вы прекрасно описали этот момент.

Может быть Вам имеет смысл писать свои заметки на данном сайте? Как-никак в настоящее время самый посещаемый ресурс по шашкам у русскоязычной аудитории. И редактор сайта - отличный человек, да к тому же Ваш земляк.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Владимир Маламед 16.08.2016 23:45
Да, про Р.С. было в "Шашечном Израиле" 10 лет тому назад. А что-то ещё писать? Я думаю ( не кокетничая), что я уже всё рассказал ранее...
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Василий Христич 17.08.2016 00:49
Ээээ, нет! далеко не всё...
И, это же творчество - не надо планов по выходу статей, не надо каких-то обещаний. Вспомнили историю - написали. А не вспомнили, так в другой раз. Этим интернет в целом и блоги в частности и хороши, что Вы пишите только тогда, когда хотите и когда есть настроение и мысли. Уверен, у Вас в загашнике сто тысяч ещё историй. Это как с хорошими анекдотами - мы их знаем миллион, но вспоминаем каждый лишь от случая к случаю, а на заказ можно и ничего не вспомнить.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Владимир Маламед 16.09.2016 09:53
Действительно, кое-что продолжает вспоминаться...
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# юрий 16.08.2016 22:00
Володя Шалом, ма нишма ,с ДНЕМ РОЖДЕНИЯ.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Владимир Маламед 16.08.2016 22:48
У меня много знакомых ( в т.ч. в шашках ) по имени Юрий. Интуиция подсказывает, что это Юрий К. , знакомый мне по Москве. Не так ли? Спасибо за поздравление.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# юрий 16.08.2016 23:01
Израильтянин Юрий Кириллов
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Константин 17.08.2016 07:40
Вчера играю в одноклассниках. Какой-то молодой шашист белыми и черными играет по одному плану, но вполне успешно и сделал две ничьи. В третьей партии все повторяется я опять в этом варианте не могу найти выигрыш соперник начал подшучивать, тогда я сделал проигрышный ход - вышел на позицию треугольника Петрова. Соперник выбросил, ну что попался отец.После несколько не стандартных точных ходов он столкнулся со сложностью построения позиции и не вложился в 15 ходов - ничья, и тутже написал: да жаль не хватило одного хода.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Save@OK 19.08.2016 10:12
Как-то не столкнулся в самом начале с наставником-энд шпилистом в душе... Пришлось всё осваивать по бумажке, что и наложило... Однако именно с приводимым на 1 диаграмме эндшпилем связана прямо-таки романтическая история. Финал ЦС "Локомотива" проходил в Юрмале - новые знакомства, круг общения, знаковые имена: Куперман, Данилин, Чечиков и - как ни странно - даже Таль, шахматный экс-чемпион, участник местного матча с Грузией... Б.М.Герцензон и С.С. Маншин (как привык!) были в питерской бригаде, Кандаурова знал ещё "по юношам".
Младшим из наших был А.Завьялов - кстати, пробившийся на Кубок, где и победил в личном зачёте! Особенно его смущал Мастер Данилин: с одной стороны, игрок-легенда.. . с другой - годы берут своё. И он решился на дерзость!
С.Данилин - А.Завьялов, 1977: 1.cb4 dc5?! 2.b:d6 c:e5?! - далее от знаков воздержусь, как и от гарантии точного порядка ходов... 3.ab4 ed6 4.ba5 bc7 4.bc3 fe7 5.ef4 bc5 6.ab2 - конечно же, решает 6.de3! 6...cd4 - лучик надежды? 7.ab6!! - не заржавело: после 7...a:c5 8.de3 fg5 следует неучтённое 9.ed2 X! Остаётся 7...c:a5 8.gh4 e:g3 9.c:c7 d:b6 10.h:f4 - долго иль коротка, но партия свелась к эндшпилю с первой диаграммы, в каковом состоянии и была отложена - до утра. Расстроенный Завьялов развил повышенную активность, добыл-таки пособие, полночи просидел за изысканием нюансов - и мрачнее тучи отправился на доигрывание. Однако к началу тура просто светился от радости - ничья состоялась! Какая - сказать затрудняюсь, не иначе как приводимая Владимиром Рафаиловичем... Что собственно и побудило меня к системному анализу - разные авторы отталкивались от различных алгоритмов, несовместимость которых и порождала некий сумбур вместо музыки... В итоге, выяснилось, что именно расстановка Д. 1 является оптимальной, гарантируя кратчайший путь к успеху - столь сильны сдвоенные дамки A7 и B8!
В частности, в позиции на диаграмме можно 1.cf6! hf8 2.bf4! fb4 3.fd8 be1 4.ad4 X. И при других положениях чёрной дамки белым требуется максимум 5 ходов - что внушает!
Увы, блеснуть эрудицией так и не довелось, разве блиц... Так что положение об эндшпиле, "остающемся Ахиллесовой пятой многих мастеров" - с годами не тускнеет!

С днём рождения, Владимир Рафаилович!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Владимир Маламед 19.08.2016 14:41
Спасибо, Саша. \\ Позицию с чёрными простыми а3 и а5 можно посмотреть в "Энциклопедии эндшпиля" М.Федорова в первом томе. Стр. 57, диаграмма 131.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Depor 03.11.2020 01:54
Цитата:
- "Миша, - сказал я, - в этом-то и вся прелесть ситуации. На ход 3.bf4, который он вычитает в учебнике, ты ответишь не так, как позавчера учил вас я, а 3...bc5 с ничьей ". Так оно всё и произошло. Партия закончилась вничью.
Цитирую Владимир Маламед:
Спасибо, Саша. \\ Позицию с чёрными простыми а3 и а5 можно посмотреть в "Энциклопедии эндшпиля" М.Федорова в первом томе. Стр. 57, диаграмма 131.

А можно у Слезкина в "Шашки" 1953 года, его же на литовском 1955 и 2-е издание 1958 года. Бразильцы это знали еще в 1962 году. Наши не знают до сих пор.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Баир 22.08.2016 14:08
Саш с этим дебютом тоже есть воспоминания аж с 1994 г. тогда на финале России в Самаре играл этот дебют черными первую партию по жребию с Мишей Горюновым, ab4 dc5 bd6 ce5 (жребий) ab4 fg5 bc5 bd4 ec5 bc7 bc3 ed6(рекомендаци я Габриеляна) ce7 fd6 cb4 gf4 ab2 ab6 dc3 gf6 ba3 bc5 (нет ba5 из-за bc5x) cd2 hg7 gh4 cb6! ba5 de7! ac7 db8 cd4 cc1 hg5 fh4 ed2 ce3 fd8? (fh8=) fe3!! db6 ef2 ge3 bc7 bd8 gf6 dg5 hd2 1-0
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# игрок 19.08.2016 13:28
Не получается Треугольник - учи штык Гоняева!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Баир 22.08.2016 13:54
Еще момент... на чемпионате Европы 2014 во втором туре я встречался с Ионом Григорьевичем Доска, в итоге длительной защиты черными в первой партии получилась следующая позиция: белые - д2 ф2 ж3 аш2, черные - аш6 ф6 д6 д8, ход белых. К этому моменту у белых было примерно 5 минут у черных минуты на 2-3 больше из всех ходов белых проигрывают только 2 - жаш4 и де3 любые другие ходы дают ничью, во втором миттельшпиле я видел что жаш4 проигрывает за белых и ожидал ф4 или фе3 с равенством, но соперник сделал ход жаш4... конечно это окончание партии Семенов-Гавриле нко обратным цветом из книги Маламеда 735 или 745 диаграмма точно не помню, далее последовало: фе5 (я ходил не думая по образцу) фж3 дц5 дц3 еф4 ! же5 ед4 и т.д. 0-1. Я к тому что читать книги всегда полезно еще раз с днем рождения и спасибо за книгу... Актуальна всегда. Да... балл гроссмейстера я выполнил именно на этом турнире.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Келим Юрий 27.08.2016 23:05
Года два назад изобрёл свой способ ловли тремя дамками одну.Что-то среднее между треугольником Петрова и штыком Гоняева.Долго не решался его опубликовать,сч итал его не интересным.Тепе рь, думаю, стоит его показать.Но это через день-два.самому надо вспомнить этот метод.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Depor 10.05.2019 23:23
Правило вершина к дамке соперника не с бухты-барахты, а строго обосновано. С любой позиции треугольник строиться, при правильной защите, ровно восемым ходом сильнейшей стороны. Четыре хода нужно на то, что бы побить дамку соперника. Итого — ровно 12 ходов. Если же вершина не к дамке соперника, то у него есть ход к вершине треугольника. В этой позиции сидьнейшая сторона не может за четыре хода побить дамку соперника. Возьмем позицию Б. Д. a1 f8 h6. Ч. Д. c7. Достаточно стандартная, при проводке третьей дамки по правому флангу. Строим треугольник. 1.f8-c5 c7-g3 2.h6-e3 g3-c7 3.c5-a7 c7-b8 4.e3-c5 b8-f4 5.a7-b8 f4-d2 6.b8-d6 d2-a5 7.c5-e3 (7.d6-f4?? a5-e1 8.a1-f6 e1-a5 9.c5-e7 a5-d8 10.f4-d6 d8-a5 11.d6-c7 a5:d8 12.f6-h4 d8:f6 13.h4:d8=) a5-e1 (7. ... a5-d8 8.a1-c3 d8-a5 (8. ... d8-h4 9.d6-b4
h4-d8 (9. ...h4-g3 10.e3-f2 g3:e1 11.b4-a5 e1:b4 12.a5:c3x; 9. ... h4-e1 10.b4-a5 e1:b4 11.a5:c3x) 10.e3-b6 d8:a5 11.c3-e1 a5:c3 12.e1:a5x) 8.a1-f6 и т.д. с выигрышем в 12 ходов. Почему в подчеркнутом варианте стоит ничья? Ведь ловить можно 15 ходов. Потому, что я привел запись в испанские шашки, а там лимит 12 ходов на то, что бы забрать дамку. Вот откуда растут ноги правила вершина к дамке соперника.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Depor 10.05.2019 23:34
Мое мнение, что поскольку штык, при правильной защите, с того же положения (Б.Д. a1 f8 h6 Ч.Д. c7 ловит дамку черных не ранее 14 го хода, то Гоняев прописал в уставе шашек правило 15 ходов, которое кочует у нас из правил в правила до сих пор. Хотя треугольник всегда, построенный вершиной а дамке соперника, ловит ее за 12 ходов, как и положено в испанских шашках.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Depor 11.05.2019 00:52
Уход дамки с вершины на косяк применялся не 500, как тут утверждали, а всего лишь описан в 1630 году Хуаном Картальеха. Итого — 389 лет тому.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Depor 11.05.2019 11:37
Самая древняя книга с использованием принципа ловли путем увода дамки с вершины к дамке на косяке издана в Испании в 1650 году Хуаном Катальеха. books.google.ru/.../
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Добавить комментарий

Сopyright © 2011-2024
All rights reserved
You are here: Блоги Шашечные истории. Треугольник Петрова