Единый Шашечный Сайт

Вторник, 04 Декабря 2018 19:41

Дела давно минувших дней

Автор 
Оцените материал
(27 голосов)

Только что закончились 2 матча на первенство мира. Шахматный М.Карлсен - Ф.Каруана и шашечный З.Голубева - Н.Садовская. Оба матча вызвали жаркую дискуссию в прессе из-за своих регламентов, которые допускают совмещение в одном соревновании классический контроль времени на обдумывание с самым разным другим. А ведь совсем недавно (в историческом масштабе) о такой возможности и не помышляли. В Советском Союзе в шашечном мире всё было спокойно до 1980 года. В том году председатель тренерского совета федерации шашек СССР С.С. Маньшин предложил мне должность своего "первого" (второй и другие так и не появились...) заместителя. Я не счёл возможным отказаться от такого предложения (и, одновременно, настоятельной просьбы) своего старшего (и очень давнего, более 30-ти лет) товарища. После чего получил поручение от С.Н. Горбачёва разработать проекты Положений всех всесоюзных шашечных соревнований. Давая мне это задание, Сергей Николаевич поделился со мной своей "головной болью".

"Владимир Рафаилович, - сказал он, - у меня возникает масса проблем, когда в турнирах несколько участников набирают наибольшее количество очков и нужно проводить дополнительные соревнования. А для этого мне нужно искать и время проведения, и место, и деньги. Хорошо бы, если бы Вам удалось придумать, как мне избежать этих проблем". (За точность цитаты не ручаюсь, но смысл передан без искажений).

К моменту нашего разговора прошло 5 лет моего расставания с армией. Однако, офицерская "жилка" никуда не делась. А для офицера пожелание начальника - практически, приказ. Вскоре я выслал Сергею Николаевичу свои предложения по Положению на все всесоюзные соревнования на ближайшие 2 года. В случае дележа первых мест мною было предложено проведение (на следующий день после окончания турнира) дополнительных соревнований с укороченным контролем (ныне это называется "рапид"). В русские шашки - 10 минут на всю партию каждому участнику, в "сотки" - по 20 минут. Если "рапид" не определил бы победителя, то играется "блиц" (3 минуты в русские и 5 - в "сотки") до результата. На сомнения Горбачёва, можно ли идти на столь радикальные изменения, я сослался на футбол.

"С.Н. - сказал я, - когда-то и футболисты, при олимпийской системе, переигрывали матчи полностью. Доходило до того, что приходилось играть по 5 матчей. А сейчас у них дополнительное время (у нас будет - укороченное) и пенальти (у нас- блиц). И никаких возражений у футболистов нет. Надеюсь, и у нас привыкнут".

Сергей Николаевич согласился, отпечатал Положения и... решил показать их некоторым ведущим шашистам. Реакция нашей элиты была самая разнообразная. Об одном случае (со слов Горбачёва) хочу рассказать. (Вновь не отвечаю за точность цитирования).

"Я показал Положения Лене Михайловской. Она мне сказала: "Серёжа, ты что - совсем идиот?" Я ответил ей, что это не я придумал, а Владимир Рафаилович, и показал ей Ваши рукописные черновики. Лена покачала головой и сказала, что такой глупости она от Вас не ожидала". 

В Ленинграде я спросил у Михаила Кореневского, что думает он о моих нововведениях. Миша, будучи человеком корректным, ответил уклончиво:

"Видите ли, Владимир Рафаилович, я не могу представить, как я должен распределять время на обдумывание при укороченном контроле. В классике и блице это мне понятно.  А тут... Очень неясно" 

А сейчас все уже "смирились" и спокойно играют при любом контроле.

Сделаю "наглое" предположение. Мне не кажется невероятным, что шахматисты "слизали" в этом случае наши "рацпредложения". Почему я так думаю? Есть причина. В 1985 году известный шахматист Марк Дворецкий предложил "улучшенный" коэффициент Бергера. При знакомстве с его предложением, оказалось, что его "улучшенный" Бергер полностью совпадает с коэффициентом Т. Шмульяна, который был предложен нашим мастером аж ещё в середине 60-ых...

***

Многие шахматисты, комментировавшие недавно закончившийся матч за шахматную корону М.Карлсен - Ф.Каруана, говоря о его "ничейной направленности", вспоминали почему-то соревнование за другую мировую корону (шашечную) между её обладателем ленинградцем Александром Дыбманом и претендентом минчанином Анатолием Гантваргом. Оказывается, даже многолетний президент международной шахматной федерации Ф. Кампоманес, обосновывая своё очень оригинальное (на мой взгляд) решение бороться в таких соревнованиях с "ничейной смертью", ссылался на этот матч, состоявшийся в 1987-ом году. (для тех, кто не знает или не помнит - за каждую ничью Кампоманес "снимал" с участников матча по одному проценту с их приза). У меня возник вопрос: а что это "прицепились" к Дыбману и Гантваргу? Ведь уже пятнадцатью годами ранее был похожий матч, в котором также все 20 сыгранных партий закончились вничью...

Как только начался 1972 год, я, служивший тогда в Подмосковье, уговорил своего непосредственного начальника, главного инженера полка Г.М. Гавриса, разрешить мне уйти в очередной отпуск. Я объяснил Георгию Михайловичу, что в Таллине проходит матч на первенство мира, и он, знавший мою увлечённость шашками, подписал мой рапорт. Уже третьего января я был в Таллине. Зная, насколько талантливы оба участника матча, я ожидал, что увижу интересную, напряжённую борьбу. Увы! Как сказал (по другому поводу) известный футболист Андрей Аршавин, мои ожидания - это мои проблемы. Ни чемпион мира Андрис Андрейко, ни претендент Исер Куперман явно не собирались восхищать любителей шашек своим творчеством. С каждой партией турнирный зал всё более пустел. В начале второй половины матча Исер Иосифович, быстро закончив очередную партию, встретив мой изумлённый взгляд, сказал (как бы желая оправдаться):

"Видите, Владимир Рафаилович, никак мне не удаётся выиграть у Вашего чемпиона".

Во время 16-ой партии я "подслушал" негромкий разговор двух сидящих рядом со мной шашистов.  Мне показалось, что они продолжали начатый ранее спор. Их диалог звучал, примерно, так. 

- "Вот ты говоришь, что они "гоняют" "договорняк." Но в таком случае, они могли обмениваться ударами. Представляешь, как было бы всем интересно. Сначала выигрывает партию Куперман. Прибалтика - в ауте! Уходит чемпионское звание... Через пару партий Андрис отыгрывается. Прибалтика ликует! И так можно было бы не один раз".
- "Нет, на это Андрис пойти не может. Вдруг Куперман захочет вновь стать чемпионом мира и не станет "отдавать долг?"
- "Хорошо. Тогда есть другой, беспроигрышный вариант. Первым должен проиграть Куперман. Затем он отыграется. Тогда никто ничем не рискует".
- " И тут ты не прав. Если "ответную любезность" не сделает Андрис, то Куперман , проиграв матч, потеряет часть призовых денег, которые он будет иметь при равном счёте".
- "Но ты же говорил, что Куперман и Андрейко находятся в дружеских отношениях. Значит, должны доверять друг другу?"

Ответа я не услышал. Партия закончилась, собеседники поднялись и ушли.

В марте этого года в социальной сети "МИР ТЕСЕН" под рубрикой "Я так вижу" появилась статья Ольги Филипповой "Трагедия короля шашек", в которой рассказывается о спортивном пути Андриса Андрейко. Материал, на мой взгляд, подан очень интересно. Но с некоторыми его выводами я категорически не согласен. В частности, рассказав о матче 1972 года, Ольга пишет.

"Возможно, именно это противоборство и отразилось на последующих жизненных неурядицах латышского спортсмена..."

Несколько ниже можно найти такие строчки.

"После неудачного чемпионата мира, где он не смог взять реванш у Сейбрандса в очном поединке, Андрис стал постепенно угасать".
"После нескольких обидных поражений Андрейко перестал выступать на высоком уровне".
"Следствием депрессии стал алкоголь".

Так ли это? Сомнительно... Посмотрим на факты. После "неудачного" матча с Куперманом (сохранившего, между прочим, за ним титул чемпиона мира) Андрис в этом же году вновь выигрывает чемпионат СССР в Риге. 1973 год - побеждает на международном турнире в Хогезанде-Самеппере. 1974 год приносит ему звание чемпиона Европы в Арко. 1975-ый - снова чемпион СССР! На этот раз - в Ворошиловграде. Результаты Андриса в соревнованиях Вооружённых Сил в это время менее известны. Но я-то был их участником! Год 1974-ый. Курск. Андрис играет великолепно. Выигрывает и у чемпиона СССР Анатолия Гантварга. Единственную ничью с Андрейко смог сделать международный мастер С.С.Маньшин. К этому времени я свою партию уже закончил и стоял около их столика.

Игравший чёрными Андрис сделал ход 1... 39-44, после чего не лишённый актёрского дара Сергей Сергеевич начал вслух сокрушаться:

- "Что же мне делать? У Андрюши на две шашки больше. И в дамки он проходит... Сдаться, что ли? А, отдам сначала ещё 2 шашки".

Последовало 2. 26-21 16:27 3.38-33 29:38.

После этого Сергей Сергеевич сделал минутную "театральную" паузу, с печалью на лице посмотрел вокруг и сыграл 4.5-32.

Андрис рассмеялся и предложил ничью.

Конец января 1976 года. Того самого, рокового года. Через полтора месяца произойдёт трагедия, унёсшая жизнь замечательного шашиста. А пока неподалёку от Минска , на турбазе Белорусского военного округа проходит очередное лично-командное первенство ВС СССР по шашкам. Внушителен состав стоклеточников. На их доске развёртывается упорная конкуренция. Такая, что занявшему 3-е место гроссмейстеру Николаю Абациеву для достижения этого результата оказалось достаточно набрать всего "плюс 1". +2 у экс-чемпиона страны Анатолия Гантварга. А Андрейко снова одержал сверх убедительную победу. У него +7! Впечатляет? Очень!

Мне представляется, что после ознакомления со спортивными результатами Андриса, показанных им после "злополучного" таллинского матча, все рассуждения о его "угасании" и потери "высокого уровня" являются беспочвенными.

Хочется коснуться ещё одного мифа. "Спутником депрессии стал алкоголь". Какой алкоголь?! Я в течение 14-ти лет общался с Андрисом весьма часто. Иногда нас размещали в одном помещении. За всё это время я видел Андрейко слегка нетрезвым не более трёх-четырёх раз. Может быть, другим "повезло" больше? А депрессия... На той же турбазе БВО, последнего места, где мы встречались, Андрис, как всегда, был весел, жизнерадостен, остроумен, полон сил. Каждый вечер уходил на танцы, возвращался за полночь. Таким жизнерадостным жизнелюбом он и остался в моей памяти.

В 1975 году, уйдя из армии, я стал работать шашечным тренером в ленинградском Дворце Пионеров. Старший тренер, Сергей Сергеевич Маньшин, представляя мне своих воспитанников, особо отметил Сашу Дыбмана, интересно, что, по словам Маньшина, он не сразу обратил на этого мальчика особое внимание. Произошло это только тогда, когда во Дворце побывал Андрейко и сыграл с Дыбманом несколько лёгких партий. После чего подошёл к Маньшину и сказал:

"Серёжа, у тебя появился мальчик необычайных способностей! Таких я никогда не встречал. Если ты его не упустишь, то в будущем его ждут самые высокие достижения".

На нашем сайте высказывались предположения, что на Дыбмана (как за 15 лет до этого на Андрейко...) отрицательно повлиял "ничейный" матч с Гантваргом (см. здесь). Это не совсем так. Точнее, совсем не так. По окончании матча Саша пришёл к Маньшину и стал показывать (одну за другой, по порядку с первой по двадцатую) все свои партии. Я в этот день также был у С.С., сидел рядом с ним и всё это видел. Во время показа одной из партий, Маньшин остановил Сашу и спросил:

- "У тебя же здесь есть выигрыш. Неужели ты этого не видел?"
- "Конечно, видел, Сергей Сергеевич."
- "Так почему не выиграл?"
- "С.С., я Вам сначала все покажу, потом объясню".

Саша продолжил показ и вскоре вновь получил от Маньшина тот же вопрос по поводу другой партии. Ответ был то же. Когда же Саша показал все партии, то подробно объяснил нам, почему официально счёт матча равный. Поэтому он не переживал по поводу того, что не смог выиграть у Гантварга ни одной партии. Он знал, что матч он выиграл. А официальный счёт? Александр Дыбман - гений. А рассуждения и поступки гения далеко не всегда могут понять обыкновенные люди, к коим автор относит и себя.

Прочитано 4341 раз Последнее изменение Вторник, 04 Декабря 2018 20:45

Комментарии   

 
# Edvard 04.12.2018 21:51
Январь, 1976, Вооруженка(так мы называли этот турнир). Я там тоже играл. Если не не изменяет память играл и с А. АНДРЕЙКО. Думал уже страшное позади и поспешил... Конечно сразу же заметил тактику, но...было поздно.
У меня даже где то были фото ( приезжал брат и сделал эти фото) с того турнира.
Служил я тогда в Тбилиси и естественно игра за Закавказкий округ.... Было играть нелегко, в учебке гоняли и выглядел я худюще. 20 кг за пару месяцев как не бывало.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Маламед Владимир Раф 04.12.2018 22:28
Эдвард, наверняка играл. Система-то была круговая.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Сергей Я 04.12.2018 22:39
Здравствуйте!
Спасибо,Владимир Рафаилович, за интересный рассказ из жизни великих шашистов!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# классик без жанра 05.12.2018 10:35
Андрей Аршавин: «То, что мы не оправдали ваши ожидания, – ваши проблемы»
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Тупук 05.12.2018 11:23
Когда же обычные смертные наконец-то узнают, почему же официальный счет в матче Дыбман - Гантварг был равный, хотя Дыбман видел как мог победить несколько раз?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Маламед Владимир Раф 05.12.2018 12:50
Скорее всего, не узнают никогда. Перед своим рассказом Саша просил нас об этом. Серёжа Маньшин давно покинул этот мир. А я... Я умею держать данное слово. Так что, уж прошу извинить...
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# О! 06.12.2018 10:53
И всё же ... Как Вы считаете, Гантварг видел, что Дыбман видит выигрыши?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Владимир Маламед 06.12.2018 22:10
Я ничего не считаю... Я знаю только сказанное Дыбманом.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# О! 08.12.2018 10:55
А о сказанном Дыбманом умолчу. Ну и чем Ваша позиция отличается от суждений на ощущениях В.Иванова!?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Владимир Иванов 05.12.2018 11:31
Я был лично знаком с двумя героями повествования В.Маламеда -С.Маньшином-ко торый носил тогда фамилию Маншин-запомнил ся он своим сверх хамским поведением в игре с легендой шашек З.Цириком-всяче ски мешая тому-обдумывать сложившуюся позицию. С Дыбманом я встречался за доской в начале его карьеры.Интерес овался его жизнью-многое о его странностях мне рассказывали шашисты общавшиеся с ним.Удивительно е утверждение-что он выиграл матч-почему-то не произвело на Маламеда никакого впечатления-кот орый объяснил его одним словом -гений! Между тем чудачества героя рассказа продолжали расти и он оставил шашки на несколько лет.Потом-попыт ался вернуться- но успеха уже не имел.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Маламед Владимир Раф 05.12.2018 13:07
Владимир, слова и поступки Дыбмана всегда производили на меня (и не только) очень большое впечатление. В ближайшее время планирую написать немного об этом. А гением считал его не только я. Вот небольшое четверостишие.
"Александр Дыбман - гений.
В том не может быть сомнений.
Раз сам Шварцман так считает -
Он-то, вероятно, знает".
(Л.В.Петрова, В.Г.Степанов. "Визитки известных шашечных маэстро". Санкт-Петербург . 2009.)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# мурсалов эльшад 05.12.2018 22:40
Может быть во время игры он не видел выигрыша-это первое. Второе -перед игрой согласились на ничью. Самое интересное ,что он имел возможность выиграть "вторую" партию-но не выиграл (однако видел)???
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Владимир Маламед 06.12.2018 22:16
Эльшад, привет! С удовольствием вспоминаю наши встречи. И беседы на самые разные темы. И твоё остроумие. И твои ответы на вопросы анкеты тренера. \\ По словам Дыбмана он всё видел. Но, как ты понимаешь, это информация только из одного источника.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Сергей Я 06.12.2018 00:28
Здравствуйте, Владимир Рафаилович!
Автор визиток - известный шашечный композитор, автор более 3000 концовок в русские, стоклеточные и 144-клеточные шашки Валентин Герасимович Степанов.Когда журналист местной газеты г. Абаза спросила его:"Вы-поэт?" Он ответил:"Нет, стихотворец". Подарил мне несколько своих миниатюрных книжек стихов.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Владимир Маламед 06.12.2018 22:17
Спасибо за информацию.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Сергей Я 06.12.2018 00:17
Здравствуйте,Вл адимир Иванов!
Почему же не имел? Позднее в 1991 году Александр Дыбман победил в международном турнире в Белоруссии, а потом в 1993 году уехал в Германию, вот о его жизни в этой стране ничего не известно,хотя на сайте голландской федерации шашек есть информация о его участии в небольших турнирах по 1998 год, вот там он играл, не попадая в призёры.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Сергей Горбачёв 05.12.2018 23:49
Владимир Рафаилович! Привет Вам из Москвы. Рад тому, что Вы в шашечном строю!
Хочу сказать о тренере Сергее Сергеевиче Маньшине ( Маншине). Мне посчастливилось быть знакомым со многими выдающимися тренерами Александром Вирным, Михаилом Кацем, Яковом Шаусом и многими другими. На мой взгляд, самый великий тренер - это Сергей Сергеевич Маньшин ( Маншин). Из его учеников я назову лишь троих гроссмейстеров: Михаил Кореневский, Александр Дыбман и Александр Георгиев. Это великие игроки, ученики великого тренера.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Владимир Маламед 06.12.2018 10:40
Сергей Николаевич, добрый день! Вы мне сделали большой подарок. Вспомнились все "детали" очень приятного сотрудничества с Вами. Ваше мнение о С.С. разделяю полностью.( Может, это у меня и не совсем объективно, т.к. меня связывала с Серёжей более, чем полувековая, дружба). Помимо названных Вами гроссмейстеров у него была масса чемпионов (и чемпионок) Ленинграда, России, СССР. Вы, вероятно, получали наш электронный журнал "Шашечный Израиль"? В одном из последних номеров моя статья о С.С. \\ В "шашечном строю" я только "заочно". Но по-прежнему наблюдаю, как некоторые очень именитые гроссмейстеры не могут провести в известном дамочном эндшпиле простую с1(мои ученики, уровня кандидата в мастера, с этим проблем не испытывали). Или на последнем чемпионате мира в Нижнеквартовске в партии гроссмейстера возник дамочный эндшпиль. В один из моментов нужно было найти план, в каком направлении двигать простую. Мне хватило 20-ти секунд, чтобы понять, что для ничьей - направо. Гроссмейстер думал дольше, двинул налево и проиграл. \\ Приятно, что посещают ученики(и не только). Например, в прошлом году Миша Горюнов не поленился дважды приехать в мою"деревню" из Эйлата. Три года подряд приезжает Наташа Степанова. Приезжал Рома Витенберг, Сима Аграновская, Оля Горелик, Ева Шапиро, Катя Бушуева (двум последним -светлая память...), шахматный гроссмейстер Гена Туник с братом Мишей. \\ Чуть более месяца назад я побывал в Нетании на первенстве Европы по "рапиду"-100. Получил "море" удовольствия от встречи с Юлечкой Вайнштейн, семейством Вирных,Мишей Горюновым,Сашей Верховых. Израильскими шашистами. И Зоей Голубевой. Перед которой чувствую себя виноватым...аж с 1987 года....
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Владимир Иванов 06.12.2018 16:48
Вполне возможно что С.С.Маньшин с годами исправился и отдал все силы для подготовки выдающихся шашистов. Что же касается А.Дыбмана не исключаю -что слушать его было интересно -поскольку у него было своё особое мнение по многим вопросам-кому-т о они нравились-но я только удивлялся подобным речам и поступкам этого своеобразного представителя шашечной элиты.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Сергей. 07.12.2018 03:27
А почему бы не показать выигрыши Дыбмана А в матче Гантваргом А?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# тон кийход 08.12.2018 10:15
Потому что про два выигрыша - перебор. В.Булат пытался в сложном окончании в одной из партий доказать победу Дыбмана. Но нашлись контраргументы.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Владимир Иванов 08.12.2018 12:48
Правильная мысль.Или хотя бы назвать номера этих выигранных партий-современ ная техника да и сильные игроки найдут эти выигрыши.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Феликс 08.12.2018 17:21
Было обстоятельно развернутое мнение, что в одиннадцатой партии Дыбман вместо 54. ... 27-32 выигрывал посредством 54. ... 23-28! Но этот анализ, вроде, не устоял. Других сенсаций за более 30-ти летнюю историю этого события не припоминается.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Владимир Иванов 10.12.2018 14:47
В связи с последними комментариями о том -что не только двух но и одного выигрыша А.Дыбмана в матче с Гантваргом не было найдено-
уместен вопрос-А был ли мальчик? То есть тот самый разговор с показом выигрышей? Автор ничего припомнить не может-и никаких основательных доказательств о реальности разговора не приводит.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# может интересно 15.12.2018 10:00
После того, как более двух лет назад В. Маламед пытался приписать себе авторство "народного решения" в виде выигрыша в Треугольнике Петрова (без увода дамки с большака), ко всему что он излагает нужно относиться критически.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Владимир Маламед 19.12.2018 12:25
Очень даже интересно! Непонятно мне только, к чему так беззастенчиво вводить в заблуждение читателей сайта? Ведь всё обстоит с точностью до наоборот. Все мои коллеги-шашисты (правда, не скрывающие своего имени), прочитав внимательно мою статью и (особенно!) мои ответы на комментарии к ней, поняли, что именно моё собственное НЕВЕРИЕ, что я могу быть "первооткрывате лем" такого простого хода, побудило меня поместить вышеупомянутую заметку. \\ А относиться ко всему критически - это правильно и разумно.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# может интересно 19.12.2018 21:04
Такие вещи на раз-два, по законам жанра, выясняются в кругу ВСЕХ ВАШИХ коллег-шашистов вне публичной сферы. А так действительно, как-то беззастенчиво. И (особенно!) в ВАШИХ ответах на комментарии.
P.S. Точка до сих пор не поставлена !?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Феликс 19.12.2018 21:15
Давайте лучше о матче Гантварг - Дыбман. Будут-нет номера "победных" партий Дыбмана. Сенсация ведь грядёт. Уж заждались, а вы тему меняете .....
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Владимир Маламед 31.12.2018 13:10
ВСЕХ комментаторов искренне благодарю за доставленные приятные (а иногда, и очень весёлые) минуты. ВСЕХ - с наступающим Новым 2019-ым годом! Здоровья, удачи, успехов!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Добавить комментарий

Сopyright © 2011-2024
All rights reserved
You are here: Блоги Дела давно минувших дней