Единый Шашечный Сайт

Понедельник, 24 Июня 2019 22:27

Заметки тренера о женском чемпионате мира

Автор 
Оцените материал
(24 голосов)

На мой взгляд, итоги чемпионата мира среди женщин в Якутии не стали неожиданностью.

Тансыккужина уже не раз завоевывала высший титул. В последние годы у нее наблюдался некоторый спад, связанный с переключением на семейные заботы, но даже при не самых удачных выступлениях был виден ее высокий класс. Идрисова неуклонно прогрессирует, играет в активной манере и в любом женском турнире способна претендовать на призовое место. То же самое можно сказать о Дарье Федорович, шашистке талантливой, тактически изобретательной, в этом чемпионате проявившей достаточно рационализма.

Чемпионка мира Садовска всего на очко отстала от призеров, никому не проиграла – этот результат отнюдь не провал, как и выступление Ноговицыной, игравшей менее ровно, но набравшей столько же очков. Конечно, недовольны своими показателями Ольга Федорович, второй призер предыдущего чемпионата, и особенно Мотричко, еще недавно возглавлявшая женский рейтинг-лист.

Как бывший тренер шашисток, входивших в мировую элиту, хотел бы высказать несколько соображений об общем уровне сегодняшних сильнейших стоклеточниц и методах их подготовки. С тех пор как я и ряд моих коллег покинули тренерскую работу, очень изменился шашечный календарь. Проблемы выезда за границу нет, и сильнейшие шашистки с юного возраста без конца играют в мужских опен-турнирах. К необходимости одинаковой подготовки мальчиков и девочек шашечные тренеры пришли еще в 1970-е годы. Но этот метод чреват подвохами! Дело в том, что сильнейшие мужчины играют в «правильные» шашки. Ведущие шашистки научились спокойно делать ничьи с гроссмейстерами – во многом за счет грамотной позиционной игры и хорошей дебютной подготовки. Не выигрывая у слабых противников, они не расстраиваются: это все-таки мужчина! Но, изредка попадая в женские турниры, они сталкиваются с «неправильной» игрой. Их соперницы «криво» разыгрывают дебюты, создают у себя немало позиционных слабостей. Большинство сильнейших шашисток не привыкли решать такие проблемы! Они начинают подолгу задумываться, попадают в цейтноты, из-за чего иногда упускают шансы в перспективных эндшпилях.

Вывод: тренерам следует задуматься о пропорциональном участии их учениц в мужских и женских соревнованиях. Шашистки должны привыкать быстрей и уверенней наказывать соперниц (и слабых соперников в опен-турнирах) за некорректную игру, правильно распределять время на обдумывание ходов.

Надо сказать, что лет тридцать-сорок назад (!) сильнейшие стоклеточницы играли разнообразней: в их арсенале были и активная игра на опережение, и коловые схемы, и полурогатки, и классика. Сейчас только несколько женщин-гроссмейстеров с пониманием разыгрывают классические позиции.

Явно ухудшилась техника игры женщин в эндшпиле. Очень часто в заключительной стадии стоклеточницы теряют преимущество. А бывают и просто трагические курьезы... Эндшпиль требует специальной подготовки, которую у шашисток видишь редко. Тактика – это тоже не только талант, но и знания. В стоклеточных шашках очень много стандартных идей, которые важнее осваивать, чем длинные дебютные варианты. По моим наблюдениям, не все ведущие шашистки владеют этим арсеналом.

Мне нравится игра Ноговицыной, Ольги Федорович, Мотричко. Они как раз на правильном пути: играют разнообразно, интересно, смело. Завершившийся чемпионат не принес им удовлетворения, но они еще покажут себя! Главная задача – стабильность.

В заключение повторю претензии многих шашистов к системе проведения женских чемпионатов мира. Понятно, что ФМЖД должна стимулировать федерации всех континентов. Но это не совсем нормальная ситуация – когда турнир проходит как бы без двух участниц, которые проигрывают всем подряд. Нужен какой-то отбор, чтобы все сильные шашистки имели шансы хотя бы побороться за попадание на чемпионат мира и чтобы в борьбе за высший титул не было статистов...


 

Прочитано 3067 раз Последнее изменение Понедельник, 24 Июня 2019 23:05

Комментарии   

 
# Рим Ишметов 25.06.2019 19:01
Спасибо вам за статью, очень поучительно и познавательно читать мнение профессионала известногр тренера и автора шашечных книг!
Желаю по больше статей тренировочного
процесса игры в шашки и рабочих моментов с ними связанными.
Ваня тебе респект и продвижение сайта.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Edvard 25.06.2019 20:45
Я думаю у женщин должно быть примерно также как и у мужчин.
Один год турнир по круговой( 14-16 уч.) ,а через два года подгруппы (напр. 4 группы. по 8 уч. ) и затем финал 8(по 2 из каждого полуфинала). Итого всего 14 партий.
Первый критерий при делёже ; количество всех очков набранных в финале и полуфинале.
В 32 участницы несомненно попадут и все лучшие и расширится количество стран.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Edvard 25.06.2019 20:53
Можно сделать и швейцарку в 9-11 туров ,пригласив всех желающих,но с ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ОГРАНИЧЕНИЕМ по рейтингу.
Но одно место от страны(одно место ограничения рейтинга не касается) организаторы оплачивают. Плюс еще какие-то персональные места.
Было бы итересно.Да и страны были бы заинтересованы. Тем более так уже Чемпионат мира проводился.
Пора ,что -то менять .
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# МИХАИЛ РОГАЧЕВ 26.06.2019 19:43
Менять тут как раз ничего не надо. Самая справедливая система выявления сильнейшего шашиста(шашистк и) -это круговая система. А вот о не допуске игроков про которых пишет Я. Шаус, раздающих очки на право и налево следует задуматься и более тщательно подходить к комплектации состава участников крупных турниров.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Edvard 26.06.2019 21:38
Почему у мужчин одна система,а у женщин другая?
Я не согласен,что всё должно быть так,как есть.
Получается та же картина,что и в Кубке мира. Играют все те же ,человек 10-12 у женщин и 15-20 у мужчин.Остальны м просто НЕИНТЕРЕСНО,пот ому ,что даже минимальных шансов нет попасть в Китай.
Среди мужчин в кубках мира даже не набирается в любом турнире 16 стран. Про женщин вообще нечего говорить. Там если 9 стран, то это праздник.
Варение в собственном соку. Многие страны практически не участвуют в Кубах мира или участвуют те же лица (1-2) сто лет подряд.
А то,что в кубках играют в классику,а в Китае, попадая ,там играют в блиц,быстрые или даже в суперблиц(что вообще не шашки) вообще НОНСЕНС.
Отбор в Китай должен быть тогда из КУБКОВ ,ТУРНИРОВ по блицу и быстрым,а не в класику.
Думаю нужны перемены. И в Чемионатах мира тоже. И особенно у женщин.
Год круговая,а год другая система(подгруп пы или швейцарка).Поче му надо жалеть ,что вдруг ,кто-то станет чемпионкой НЕ ТА?
Иначе еще лет 20 будем видеть тех же 12-14 женщин ,которые играют друг с дружкой 200-тую партию между собой.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Edvard 26.06.2019 22:29
Немного статистики;
1)Кубок Мира.2018.Африк а Апрель.Всего 11 стран 15 женщин.5 стран
2) Кубок Мира-2018 Польша.Август Всего 14 стран. 17 женщин из 9 стран( ПРАЗДНИК)
3)Кубок Мира.-2018 Турция. сентябрь. всего 10 стран. 14 женщин из 8 стран.
5)Кубок Мира-2018 Израиль.Октябрь .всего 9 стран. 15 женщин из 5 стран
6)Чемпионат Европы 2018 Россия.декабрь. мужчины 14 стран. Женщины .8 стран.
7)Кубок мира -2019- Африка.Январь 6 стран. 6 женщин-3 страны.
8)Кубок мира-2019-Март. Турция-11 стран .14 женщин-5 стран.
9) Кубок Мира-2019 Латвия. Кажется тут наконец-то будет пройден рубеж 16 стран. Но сколько будет у женщин? Пока там все знакомые лица.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Юрий 27.06.2019 06:53
В фб на странице Ивана Трофимова также разгорелось обсуждение. Да так сильно, что автор статьи (но не публикации в фб) не выдержал другого мнения и добавил меня у себя в фб в чёрный список, чем убрал меня из своей фб-учной жизни. Однако другие жители фб могут видеть все комментарии: facebook.com/.../...
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Юрий 27.06.2019 06:57
Ещё раз повторю здесь. Учитывая, что шашки - это вымирающий вид, а представители далекой Америки и Африки даже попадая на чм - не всегда имеют возможность туда даже доехать, то лишать их права участия не считаю правильным. Здесь они едут на финал чм, где есть какой-то гарантированный приз и бесплатное жильё - и где гарантия, что они доедут на дополнительный зональный турнир с которого никуда не попадут?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Юрий 27.06.2019 07:01
Из 16 участниц: 11 - это Европа, 3 - Азия, по одной из Африки и Америки. Все главные претендентки на титул представлены, плюс что важно - есть максимальная география. А что играют некоторые не очень - это дело поправимое, учитывая прогресс африканки. Спросите у представителей Африки - как они относятся к участию своей шашистки в чм.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Юрий 27.06.2019 07:04
С уважением к Якову Шаусу и спасибо ему за его статью, но посмею не согласиться насчёт допуска Африки и Америки. Эдвард прав, менять что-то нужно, но скорее не в системе чм, а в другом. У чм была низкая освещаемость, только два Ивана сгладили пробел. Также низкие призы на чм- поэтому кроме титула, выиграть на чм нечего. Вот на эти вещи стоит обратить внимание.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Юрий 27.06.2019 07:07
Раньше система отбора на чм была действительно не очень. Как к примеру в Таллине, согласно правил в чм попало три представительни цы Латвии, а другие страны не попали. Сейчас этот дефект исправлен, так что прогресс на лицо.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Юрий 27.06.2019 07:33
В моем блоге собраны таблицы всех женских чм, и как видно на многих турнирах были представители слабых стран, которые не набирали очков. Но их все равно допускали в турнир. Кстати, в 1987 году последнее место с 2 очками заняла Ева Минкина, а уже в 97 году она была третьей. anikeev-yuriy.livejournal.com/ .../
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Юрий 27.06.2019 09:17
И ещё один момент. Для организаторов всегда приятно видеть у себя представителей далеких стран. Можно сказать чиновникам, что к нам едут отовсюду. Конечно, качество турнира слегка падает, но организационные преимущества есть. По поводу предложения Эдварда, делать у женщин полуфинал. Там свои проблемы- как покупать билет, жильё на полуфинале никто не оплачивает, не все смогут доехать.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Edvard 27.06.2019 14:30
На счёт билетов, это не аргумент.
У мужчин давно такие же проблемы. Выкручиваются же.
А женщины всюду хотят равноправия.Пус ть получат.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Edvard 27.06.2019 17:27
Жильё на полуфиналах(у мужчин) по одному месту от страны оплачивают организаторы.И Еще персональным местам.
Тал что и этот аргумент не проходит.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Edvard 27.06.2019 17:55
Players Committee
Jean-Marc Ndjofang Cameroon
Yuriy Anikeev Ukraine
Alexey Chizhov Russia
Vitalia Doumesh Netherlands
Viktoria Motrichko Ukraine
Natalia Sadovska Poland
Alexander Shvartsman Russia

Кто у нас представители игроков?
Все заинтересованны е лица. Ясно что им лично КАРДИНАЛЬНЫЕ перемены не нужны.
Вечный Китай всем обеспечен. Плюс какие-то призы в кубках Мира.
В комитете игроков должно быть хотя бы 2-3 игрока со стран не претендующих пока на высокие места в Чемпионатах Мира.
Не могут понять эти страны,что таки да,шашечный спорт на грани вымирания и надо что-то срочно делать......
По крайней мере пора спасать Европу. ВОТ ДЛЯ ФМЖД задача номер -ОДИН. Спасать страны Европы,где еще теплится какая-то жизнь...Для этого нужен ПЛАН.
Африку уже давно спасает- помогает ФМЖД....
Китай уже не только выдвинут на отличные позиции усилиями постсоветских гроссмейстеров, но уже массовостью шашистов превосходит все остальные страны Мира раз в пятьдесят.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Edvard 28.06.2019 06:57
Почему швейцарка плоха? Вовсе нет.
Да будут неожиданности, как на Европе 2018. Но ведь тем и интерес спорт, что что может выстрелить не фаворит.
К тому же при швейцарке есть шанс и у сильных стать чемпионом тех, кто ещё небыл, но по игре достоин:Балякин у, Аникееву, Иванову, Грондайку, Вирному, Гетманскому, Шайбакову, Джофангу, Алтсе... И другим стать призёрами чемпионатов мира. Такие же шансы и у женщин. Неожиданность это здорово.
СПОРТ должен быть интересен неожиданностями .
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Алексей 28.06.2019 11:10
Поддерживаю полностью. Но все чемпионаты по швейцарке не должны проходить, а через раз - вполне нормально. И у грандов будут шансы регулярно показывать результат, и молодым надеждам будет что показать и выхватить свой шанс.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Jacek Pawlicki 28.06.2019 14:52
Edvard - davaj sdelaj konkretnoje predlozhene. Ja gotov vkuchitsa v rozrabotku. Ja lichno za izmenienia.
Koniechno glavnaja problema v tom shtoby vobsche najti organizatorov.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Jacek Pawlicki 28.06.2019 14:35
ochen interesno. No s etim poslednim ne do konca soglashajus. Jesli by ne nulovaja Ania Debska (vyigrala tolko u shasistki iz Belgii) v Riga v 1981 godu naverno i Sadowskiej by nie bylo.
Mesta dla Afriki i AMeryki suschestvujut uzhe neskolko ciklov. No GA soglosolos s zakonom shto mesta TOLKO posle turnirov. Bylo ochen mnogo pretenzi no na konec i poluchilos. vce championka Ameriki i Chmapionkla Afriki. Ja shasit plahoj na ne skazal by shto oni vobsche nulovyje. Ochn horosho shto proizashli championaty na etih kontinentah sredi zhenschin.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# кириллов юрий 28.06.2019 14:52
Не может ФМЖД проводить чемпионаты Мира по швейцарке,
так как надо обеспечить призовой фонд и разместить участников . А ИДФ может .Поэтому и идет борьба, создаются разные секции.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Юрий 28.06.2019 21:12
При швейцарке как раз очень легко обеспечить призовой фонд.
Много участников, все платят взносы (много взносов), плюс проживание - это тоже прибыль (даже покрывая одного от страны).
Швейцарка для организаторов - это вообще легко и без головной боли.

Как раз именно сложно провести круговую. Участников мало - всех их нужно принять, плюс еще приз откуда то достать.
Нужны спонсоры!

Так что ФМЖД, проводя круговые чемпионаты мира - очень даже молодцы! Да еще и на матч организаторы находятся.

Швейцарок итак миллион. Кубки мира каждый месяц проходят + Чт Европы.

Чемпионат мира - единственный турнир, где еще есть круговая. И следить за турниром по круговой - это всегда радость!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Edvard 29.06.2019 07:18
В кубках Мира никому ничего не оплачивают. Даже одному от страны.
Не получается у тебя Юрий с аргументами дружить.
К тому же не каждый год швейцарка, а через год. И да, легче найти спонсора, хоть раз в два года. О других плюсах я уже написал.
Я и говорю, зачем перемены представителям игроков в ФМЖД?!?
Им и так хорошо.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Юрий 29.06.2019 11:10
Эдвард, я не против, чтобы раз в 4 года чм проходил по швейцарке, 11 туров. Или полуфинал 11 туров и потом финал 8 лучших.
Но я боюсь, что тогда круговые чемпионаты мира исчезнут навсегда - навык искать спонсоров утратится навсегда.
Как уже исчезли командные чемпионаты мира.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Ivan Trofimov 29.06.2019 12:49
Стоило мне на несколько дней отлучиться от интернета и столько пропустил! Интересная дискуссия развернулась!
Мне кажется каждый из вас прав по своему...
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Ivan Trofimov 29.06.2019 13:01
Моё мнение, что в идеале, нужно проводить дополнительный отборочный турнир. Зональный или полуфинал не так важно. Это исключит из списка участников слабых игроков. На ЧМ должны играть сильнейшие.

Финал нужно проводить по круговой системе, так как только по ней в нашем виде спорта можно выявить сильнейшего. Игра на вылет сведётся к суперблицу, а при швейцарке 1 место часто занимают не сильнейшие игроки.

У мужчин в Таллине 2017 была неплохая система. Много стран, 2 этапа, финал по круговой. Но 3 полуфинала по швейцарке оставили за бортом финала таких как Бомстра, Грониндайк итд. Возможно, лучше делать полуфиналы тоже по круговой, но тогда будет меньше участников и меньше стран...

Надо думать как лучше. Идеально не сделать, но можно приблизиться к этому.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Ivan Trofimov 29.06.2019 13:05
Отредактировал некоторые комментарии. Просьба в дискуссии не затрагивать конфликт федераций. Такие темы, к сожалению, нельзя обсуждать на нашем сайте
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Юрий 29.06.2019 13:37
А вообще. Система - это не самое главное на что надо обратить внимание.
Если провести опрос даже среди шашистов - интересно какой процент знает, кто сейчас действующий чемпион мира? А прошлый?
Основной упор нужно сделать на рекламе шашек. Шашечные сайты, каналы, комментарии, уроки и прочее, прочее.
Чем шире будет аудитория, тем больше шансов на что-то расчитывать.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Edvard 04.07.2019 10:17
Кому это делать, если компетентных и фанатичных людей практически нигде нет.
Их надо заинтересовать, готовить и на все нужны финансы.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# шашист 04.07.2019 20:35
То что на шашки дают мало финансов, виноваты не власти разных уровней, а сами шашки, сами шашисты. Согласен, что компетентных и фанатичных людей в шашках почти нет. Иначе шашки давно бы изменились. Только тогда шашки будут значительно повышать интеллектуальны й уровень детей. Тогда власти не смогут не обращать внимание на шашки. Тогда и финансы на шашки многократно возрастут.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Добавить комментарий

Сopyright © 2011-2024
All rights reserved
You are here: Блоги Заметки тренера о женском чемпионате мира