6 января 2021 г., в канун православного Рождества 75-летний юбилей отметил Анатолий Андреевич Шабалин – мастер спорта, международный мастер по шашечной композиции (MIP). Анатолий – чемпион мира и многократный чемпион Беларуси по шашечной композиции в разделе задач, лауреат Государственной премии Республики Беларусь (2004, 2012 гг.).
По профессии – архитектор, по призванию – композитор. Первая позиция опубликована в 1955 году в газете «Зорька». Кроме шашечной композиции, пишет музыку и стихи. Его песни есть в репертуаре ведущих исполнителей Беларуси. Последнее время увлечён созданием мюзиклов, начал работу над книгой по шашечной композиции, где будут раскрыты тайны задачного искусства.
Видный архитектор Беларуси, автор знаковых сооружений (Дворец Республики, Минск-Арена и др.). Анатолий Шабалин в очень интересной и познавательной передаче, которая посвящена межвоенной архитектуре г. Минска, рассказывает о Театре оперы и балета, автором реконструкции которого он был.
На мой субъективный взгляд, задачи – наиболее сложный вид шашечной композиции. В этом жанре работает не так много мастеров.
Как считает сам маэстро, в жанре «задачи» есть сочетание логики математического мышления и искусства композиции, а также простор для реализации творческого потенциала. В задачах есть много возможностей для поиска новых идей.
№ 1. Вот какую характеристику дал этой задаче академик Санкт-Петербургской академии шахматно-шашечного искусства, мастер спорта по шашечной композиции Александр Резанко:
«Хитрое двухходовое вступление, содержащее в себе удар на большинство и турецкий удар, обострило ситуацию на доске до предела. И дальнейшая игра в вариантах, особенно в главном, эту линию продолжила. Чёрная дамка неожиданно была приведена на редкое для такого задания поле 41 и эффектно там была заперта. Причём эстетической основой этого процесса снова явился красивый удар на большинство.
Вариант А тоже далеко не очевиден, но с технической точки зрения здесь есть определённые сбои в механизме комбинации. Например, неточный ход 5:28. Причём степень этой неточности зависит от предыдущего удара чёрной дамки – при ударе (37:19) белая дамка может бить 5:28 или 5:23, а при (37:10) у белых уже появляется целых четыре допустимых ответа. Но эта множественность особой беды не чинит, так как во всех этих вариантах игровая идея остаётся одна и та же – авторская. Сразу же после этой „расплывчатости” ударного хода белых следует ещё одна помарка в механизме решения – перестановка двух соседних ходов 46-41 и 21.
Зато после всех этих негативов на доске демонстрируется и яркий момент – запирание дамки на 46 производится исключительно белыми простыми».
№ 2. Одна из ранних концовок Анатолия, которая была составлена совместно с братом Александром в 1959 г.
№ 3. Ещё одна практическая «братская композиция 1960 года рождения».
№ 4. Задача братьев Анатолия и Александра Шабалиных 1959 г.
№ 5. В заключение – одна из задач победного чемпионата мира 2012 г.
|
Пожелаем юбиляру новых творческих достижений!
Комментарии
Старшего брата звали Александр, в вырезках ошибочка
RSS лента комментариев этой записи