Единый Шашечный Сайт

Воскресенье, 14 Июля 2024 09:58

Тактика в русских шашках. Удар Наполеона

Автор 
Оцените материал
(19 голосов)

Приветствую всех читателей!

Сегодня, 14 июля, в столь знаменательный день для всех любителей круассанов, багетов и красных беретов, я бы хотел отметить этот праздник второй частью тактики в русских шашках.

Данная статья – самая масштабная по объему работы для меня. Сколько материала было пересмотрено и найдено. Я даже над дипломом так не работал!

В этот раз мы рассмотрим такую комбинацию, как удар Наполеона.

Подготавливая материал об этой комбинации, я в очередной раз переоткрываю для себя тактику в русских шашках, а также терминологию. Во многих источниках, в том числе и в википедии, говорится о том, что удар носит свое название благодаря французскому полководцу. Но как утверждает Александр Гетманский - ни в одном достоверном источнике нет такой информации. Александр был не первый, кто указал на этот факт, но благодаря ему я об этом узнал.

Более того, при подготовке данного материала я обнаружил партию Лиходиевский А. – Рокитницкий А., сыгранную в 1936 году – см. ниже.

Более-более того, я нашёл партию Шошина А. против Крутикова, сыгранную в октябре 1896 года – см. ниже.

Лиходиевский А. – Рокитницкий А.

Шошин А. – Крутиков

Наиболее-более того, Владимир Вавилов отыскал партию из стоклеточных шашек Perret C. (Venezuela) – Lacavalerie D. (Caracas,Venezuela), сыгранную 26 декабря 1893 года! Сама партия была напечатана в 1893-м или 1894 году в одном из номеров первого в мире шашечного журнала Le Jeu de Dames, издававшегося Эженом Леклерком с 1893 по 1909 год.

Диаграмма 1

1.34-30 19-24 2.30x19 13x24 3.40-34 9-13 4.32-28 20-25 5.44-40 14-20 6.50-44 17-22 7.28x17 12x21 8.31-27 21x32 9.37x28 7-12 10.41-37 18-22 11.28x17 12x21 12.33-28 21-26 13.47-41 16-21 14.36-31 11-16 15.38-32?? – см. диаграмму 1.

15... 21-27 16.31x22 24-29 17.34x23 25-30 18.35x24 20x36Х

“Но к данной партии остаются вопросы: в TDB указано, что Lacavalerie проиграл белыми, пропустив удар Наполеона; в едва ли не единственной публикации решающего фрагмента этой партии (G.J.A. van Dam, рубрика в газете De Maasbode 3-08-1957) Lacavalerie назван игравшим чёрными победителем”. (Вавилов В.)

Также при поиске материала я нигде не нашёл (как бы это не было странно) определения данного удара. Вариант из википедии - “название комбинации и завершающего ударного хода в международных шашках” - звучит слишком обобщающе. Под такое определение не то, что любой удар по траектории Наполеона будет таким считаться, а вообще все комбинации.

Поэтому я попробую сформулировать определение данной комбинации самостоятельно.

Итак, удар Наполеона — это удар, который начинается с механизма удара “подзатыльник” по траектории, напоминающей вопросительный знак, либо его зеркальное отражение. Траектория удара чем-то похожа на удар “крюк”. Он также зачастую имеет форму вопросительного знака. Для удара Наполеон характерно построение подударной цепи, а после решающий удар ходом c3-b4\a3-b4(f6-g5\h6-g5), или c5-b6\a5-b6(f4-g3\h4-g3), или f2-g3\h2-g3(c7-b6\a7-b6), или f4-g5\h4-g5(c5-b4\a5-b4).

Евграф Зубов вспомнил, что в литературе встретилось ему интересное определение удара и версия его происхождения:

“Я все время считал, что удар «Наполеона» — это удар, который является сочетанием удара «крюк» и возвратом дамки противника в цепь удара. И назвали его «Наполеоном», скорее всего, из-за сравнения с тем, что сначала противника загоняют в дамки, а потом возвращают назад эту дамку в ударную цепь. Это действие похоже на исторический поход и отход армии Наполеона из Москвы.”

Это не его версия, но звучит романтично.

А Александр Гетманский называет Наполеоном удар А (см. ниже), но с добавлением чёрной шашки на поле “g7”. Т.е. чтобы удар закончился проходом в дамки.

Владимир Вавилов пишет: “Удар Наполеона определяется исключительно видом подударной цепи. Механизмы же построения этой цепи — самые разные (не знаю, как в русских шашках, но в стоклетках — совсем не обязательно начинать с «подзатыльника»). Также совсем не обязателен проход в дамки, и мне кажется, это важно.”

С данным определением согласен и Геннадий Шапиро.

 

В данной статье я буду отталкиваться от своего варианта. Не каждый мой выбранный Наполеон подходит под другие определения. Самые частые случаи удара Наполеона приведены ниже на диаграммах А-Г.

А
Удар с поля «b2» («g7»)

До этого последовала отдача c3-b4\a3-b4(f6-g5\h6-g5)

Б
Удар с поля «b4» («g5»)

До этого последовала отдача c5-b6\a5-b6(f4-g3\h4-g3)

В
Удар с поля «g1» («b8»)

До этого последовала отдача f2-g3\h2-g3(c7-b6\a7-b6)

Г
Удар с поля «g3» («b6»)

До этого последовала отдача f4-g5\h4-g5(c5-b4\a5-b4)

 

Ввиду данного определения и важной, предшествующей удару отдаче, многие похожие по траектории удары не являются ударом Наполеона. Некоторые примеры подобных комбинаций я бы хотел продемонстрировать ниже.

№1
Композиция
Недбайло М., 2020г.

Ход белых
Решение
1.ed4 c:e3
2.ab6 a:c5
3.cd4 e:c3
4.gf4 d:g3
5.h:d6 gf4
6.gf2 х

№2. Кондраченко Е. – Валюк А., ЧБлр-2005 (возможный вариант)

Ход белых
Решение
В статье в википедии про удар Наполеона приведена данная позиция, как пример. Но всё-таки в данном случае траектория удара выглядит по-другому. Возможно, данный удар можно назвать обратным Наполеоном.
1.dc7 d:b6
2.fe7 х

№3
Композиция
Полянников Г.

Ход белых
Решение
1.fg5 h:d2
2ab6 h:f4
3.fe3 d:f2
4.b:d4 c:g7
5.a:c7 х

№4
Шмульян Т.
 

Ход белых
Решение
1.hg3 a:a1
2.dc3 a:d4
3.ef4 d:g1
4.ef2 c:g5
5.h:d8 х
№5. Абасов Э. –Абдуллаев А.
Дебют
1.cd4 de5 2.gf4 e:c3 3.b:d4 ba5 4.ab2 fg5 5.dc5 gh4 6.bc3 gf6 7.cd4 cb6 8.fe5? fg5 9.ab4 a:c3 10.d:b4 bc7 11.ef4 g:e3 12.ed2

Ход чёрных
Решение
12...ed6!
13.d:f4 ba5
14.c:e7 d:f6
15.e:g7 a:e1 х

№6
Ленточкин
 

Ход белых
Решение
1.ab6 c:a5
2.ed2 c:e1
3.cb2 h:h2
4.ba3 e:g3
5.a:c5 d:b6
6.h:d8 х

№7. Недбайло М. – Таранин Г., ПР-2024, (возможный вариант)

Ход чёрных
Решение
1...hg3
2.h:f4 ba5
3.e:g7 a:e1 х
№8. Норвайшас А. –Рахунов М.
Дебют
1.ab4 hg5 2.gf4 bc5 3.f:h6 c:a3 4.cd4 ab6 5.hg3 ba5 6.gh4 ba7 7.bc3 cb6 8.fg3 dc5 9.ab2. Лучше было играть 9.gf4 и т.д. 9...ed6 10.gf4 fg5 11.h:f6 g:g3 12.gh2 gf2 13.e:g3 hg7 14.de5 d:f4 15.e:g5

Ход чёрных
Решение
15...cd4
16.c:e5 fe7
17.h:c5 b:f2 х
А на 17.h:d6 или 17.h:b4 следует удар по всем шашкам

 

Всё это, конечно, интересные удары, но если отталкиваться от моего определения, то это всё не торт. А вариации удара Наполеона, я продемострирую ниже.

При поиске Бонапартов, я для себя внезапно открыл, что в моей практике данный удар довольно часто встречался.

№9 (Удар Г)
Недбайло М. – Воробьев А., ПР-2018 (фрагмент из партии)

Ход белых. ТХ
Решение
21.cb6! а:c7
22.cd4 cb6
(22…fg5 23.de5 g:e3 24. gf4 e:g5 25.ef6 х;)
23.bc5 d:b4
24.de5 f:d4
25.fg5 h:f4
26.g:c7 х

№10 (Удар А)
Недбайло М. – Доска И., Белые ночи-2019, (фрагмент из партии)

Ход белых. Ничья
Решение
18.de5 g:e3
19.ef6 e:g5
20.cd6 c:e5
21.gf4 e:g3
22.cb4 a:c3
23.b:f6 =

№11 (Удар Г)
Никишин К. – Недбайло М., (возможный вариант)

Решение
1.fe7! d:d4
2.fg5 h:f4
3.g:c7 х

№12 (Удар Б)
Недбайло М. Илясов И., (возможный вариант)

Нельзя 1.cb8??
Решение
1.cb8?? a:c3
2.d:b4 de3
3.f:d4 hg3
4.h:f4 g:c1 х

№13 (Удар В)
Саенко В. – Маркачев В., (возможный вариант)
 

Ход чёрных
Решение
1...c5-b6!
2.a:e7 cb6 х

Также такой удар мог встретиться и у меня в партии

№14 (Удар А)
Розенфельд Б.
 

Ход белых. ТХ
Решение
1.cb2 fe5
2.fg3 h:d4
3.de3 e:g3 (3...d:f2 4.g:e3 e:g3 5.ed4 c:e3 6.cb4 a:c3 7.b:h8 x)
4.c:c7 b:d8
5.ed4 c:e3
6.ab4 a:c3
7.b:h8 x
№15 (Удар А)
Недбайло М. (анализ)
Дебют
Данный свой анализ публикую впервые
a1-a5 b6-g5
1.gf4 ab6 2.cb4 bc5  3.dc3 gh4 4.cd4

Ход чёрных. Ничья
Решение
У чёрных есть следующая возможность:
4...hg3? Теперь если белые побьют на b6 будет интересная игра, а если побьют на
5.f:h4, то следует удар Наполеона:
5...cb6 6.a:e5 ed6 и надо именно с перебоем побить, иначе можно проиграть 7.e:c7 b:d6 8.d:b4 de5 9.f:d6 fg5 10.h:f6 g:a1 11.cb2 =.
Но т.к. удар ничейный, то вариант в целом не практичный

№16 (Удар А)
Недбайло М. (анализ)
 

Плохо играть 1...fg5?
Решение
    Анализ своей партии с игрового портала “Gambler”. Вообще, в этой позиции был ход белых, но при ходе черных 1...fg5? (выигрывает 1...cb6) я заметил 2.ab6! c:a5 (лучше побить 2...g:c1 3.b:h8+-) 3.fe3 h:d4 4.de3 х
№17 (Удар Г). Прудкин – Короткин, Перв. БССР по переписке,1980г.
Дебют
1.ef4 bc5 2.cb4 fg5 3.ba5 g:e3 4.d:f4 gf6 5.fe3 fg7 6.gh4 ab6 7.hg3 ba7 8.gh2 fg5 9.h:f6 g:e5 10.cd2 hg7 11.fg5 h:f4 12.e:g5 gh6 13.ef2? Надо было играть 13.gf4 e:g3 14.h:f4=. 13...h:f4 14.fe3

Ход чёрных
Решение
    14...cb4
15.e:g5 dc5
16.a:c3 ed4
17.c:e5 cb4
18.a:c5 х
№18 (Удар Г)
Суходров Д. – Огриньш Э., 1985г.
Дебют
1.cd4 fg5 2.bc3 ba5 3.cb2 gh4 4.dc5 d:b4 5.a:c5 gf6 6.cb4 a:c3 7.b:d4 fg5 8.ab2 hg7 9.ba3 cb6 10.gf4 dc7 11.fg3 h:f2 12.e:g3 gh4 13.gf2 cd6 14.fg5 d:b4 15.a:c5 h:f6 15...h:f4 16.g:e5 bc7= 16.gh4 bc7 17.fg3 cd6

Ход белых
Решение
18.ef4 d:b4
19.de5 f:d4
20.fg5 h:f4
21.g:c7 х

№19 (Удар Б)

 

Ход белых
Решение
    1.cb4 e:a1
2.ed4 a:e5
3.аb6 a:c5
4.b:f8 x.
Самый Наполеоновский Наполеон! Здесь встречается и возврат дамки в подударную цепь, и удар в виде знака вопроса, и всё заканчивается проходом в дамки.
№20 (Удар Г)
Пель А. – Филиппов В.
Дебют
1.gh4 ba5 2.fg3 cb6 3.ef4 dc5 4.cb4 a:c3 5.d:d6 e:c5 6.bc3 ba5 7.cd2 de7? 8.gf2 ab6 9.fe3 ba7 10.cd4 ab4?

Ход белых
Решение
11.de5 f:f2
12.de3 f:d4
13.fg5 h:f4
14.g:c7 х

№21 (Удар В)
Ячейкин В.
 

Ход белых
Решение
1.bc5 d:b4
2.fe5 d:f6
3.hg7 f:f4
4.g:g7 h:f6
5.hg5 f:h4
6.hg3 h:f2
7.g1:a7 х

№22 (Удар А)

 

Ход белых
Решение
1.cb6 a:c5
2.ed4 c:e3
3.ab6 c:a5
4.e:c7 d:b6
5.cb2 e:c1
6.ed2 c:e3
7.bc5 b:d4
8.c:e5 f:d6
9.ab4 a:c3
10.b:d8 х

№23 (Удар А)
Шматько А.,1982г.
 

Ход белых
Решение
1.ed4 e:e3
2.bc5 b:d4
3.c:g7 f:h6
4.ab4 a:c3
5.b:f6 х
№24 (Удар А)
Берзиньш У. – Вигман В.,1978г, возм. вариант ("Радость творчества")
Дебют
1.cd4 fe5 2.d:f6 e:g5 3.bc3 fe7 4.cd4 ba5 5.ab2 ab4 6.a:c5 d:b4 7.ba3 cd6 8.a:c5 d:b4 9.gf4 ab6 10.dc3 b:d2 11.e:c3 ed6 12.cb2 (в партии было 12.fg3) 12...gh4 13.cb4

Ход чёрных
Решение
13...hg3
14.f:h4 bc5
15.d:b6 de5
16.f:d6 hg5
17.h:f6 g:a1 х

№25 (Удар Б)
Вигман В. – Амриллаев М., ЧМ-1994, возм. вариант ("Моя Большая игра" стр.169)

Ход белых
Решение
1.cd6 e:a7
2.ed6 c:e5
3.ab6 х

Благодарю за помощь в подготовке шашечной диссертации своих научных руководителей Шапиро Г., Гетманского А., Зубова Е., Вавилова В.

P.S. А, так вот что такое гиперссылка!
 

Спасибо за внимание!

 

Прочитано 2903 раз Последнее изменение Воскресенье, 21 Июля 2024 12:33

Комментарии   

 
+1 # Александр Шихер 14.07.2024 16:13

Удар Наполеона в двухходовых шашках (белые a3, a5, b4, c1, f4, g1, g3, g5, h2, h4 (10); чёрные: a7, d4, d6, d8, e5, e7, f6, f8, g7, h6 (10).
1.a5-b6 b4-c5 2.d6:b4 a7:c5 3.f4:d6 d6-c7 4.d8:b6 h6:f4 5.g3:c7 c7-b8x (из анализа Алексея Великанова, 2022)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Евграф 14.07.2024 16:14
Уместно к этой статье указать на мои ответы автору в письмах:
1. Эта история — выдумка Ю.Барского. Удар крюк, который Вы считаете ударом Наполеона, никоим образом его не напоминает. Удар Наполеона, и все его разновидности, связаны с возвратом дамки или шашки на поле, с которого она уходит в результате предварительной игры.
2. Мне кажется, я нашел откуда пошло неправильное толкование так называемого удара «Наполеона». Не секрет, что большинство книг за И.Купермана написал Юрий Барский. Он придумывал разные истории, чтобы приукрасить повествование шашечных книг для более занимательного из прочтения. Название удара «Наполеон» появилось именно благодаря его рассказу легенде. На самом деле, он взял позицию из какого-то зарубежного издания, где толи игрок, толи название этого приема было созвучно со словом «Наполеон». Скорее всего, я этот факт не вычитал, а мне про него рассказал мой тренер В.Б. Городецкий. В 1970 году И. Куперман издал книгу «Дебютные комбинации на 100-клеточной доске» в ФиС без участия Ю.Барского (вероятно, не хотел делится с ним гонораром). Книга простая, написана языком самого И.Купермана. Именно в этой книге он привел в качестве дебютной ловушки урезанный этот удар (без характерного для него увода с поля 28 черной простой и обратном возвращении этой шашки туда же), вспомнив при этом о легенде Ю.Барского. Несомненно, приведенный И.Куперманом удар — является обыкновенным ударом «подзатыльник» или ударом «крюк» из-за его внешней схожести с крюком. Эту версию подхватили в своем издании в 1988 году В.Здоровяк,В.Зв ирбулис «Типичные шашечные приемы», изданную также в ФиС.
Они также посчитали обыкновенный удар «подзатыльника» (крюка) как разновидность удара Наполеона. А теперь, смотрю, это неверное представление разновидностей этого удара стала «популярно» в шашечных кругах. Замечу, что в той же книге В.Здоровяка,В.З вирбулиса очень много неверных названий, выдуманных авторами или неправильно ими истолкованных.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Алексей Чижов 17.07.2024 17:37
Цитирую Евграф:
Уместно к этой статье указать на мои ответы автору в письмах:
1. Эта история — выдумка Ю.Барского. Удар крюк, который Вы считаете ударом Наполеона, никоим образом его не напоминает. Удар Наполеона, и все его разновидности, связаны с возвратом дамки или шашки на поле, с которого она уходит в результате предварительной игры.
Согласен с Евграфом Владимировичем. Из всех позиций, приведённых в статье, удар "Наполеон" - это только позиции 19 и 22.
Цитирую Евграф:
2. Мне кажется, я нашел откуда пошло неправильное толкование так называемого удара «Наполеона». Не секрет, что большинство книг за И.Купермана написал Юрий Барский. Он придумывал разные истории, чтобы приукрасить повествование шашечных книг для более занимательного из прочтения. Название удара «Наполеон» появилось именно благодаря его рассказу легенде....
А вот с этим утверждением можно согласиться только в части появления этого термина в русскоязычной шашечной литературе. В своей книге "Alle Typezetjes" (все типовые удары) на стр. 133 шашечный историк Ари ван дер Ступ даёт более раннюю базу.
Сам механизм комбинации описан ещё в книге Эфраима ван Эмдена 1785 года. Будущий император Наполеон родился в 1769 и в 1785 ещё жил с родителями на Корсике. Впоследствии уже император Наполеон играл в стоклеточные шашки и даже изображен с шашечной доской.

Шашечный термин "Удар Наполеон" с привязкой к механизму был впервые (?) упомянут в книге французского шашиста Анри Чилана (Henri Chiland) изданной в 1934 году. Почему удар в итоге назвали "Наполеон"? Ари ван дер Ступ выдвигает свою версию - название призвано подчеркнуть элитность комбинации. Он также приводит аналогию с брендовым коньяком "Наполеон". Т.е. примерно по той же логике, как назван "королевский" удар.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# ражик николай 19.07.2024 10:40
Огромное СПАСИБО Матфей!!! Прекраснейшая статья,полезная для практиков и композиторов!!!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Норель М 19.07.2024 16:32
Согласен с Евграфом Зубовым и Алексеем Чижовым. Только позиции 19 и 22 подходят. Насколько помню, 22 позиция Городецкого. Все остальное. полет фантазии автора, трудолюбие, которого, вызывает, невольное уважение.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Любопытный 21.07.2024 22:10
Что скажет последний романтик?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Ivan Trofimov 22.07.2024 10:14
Судя по Вашей локации Вы всё знаете и задаёте этот провокационный вопрос специально уже во второй статье.
PS скоро выйдет очередная статья Евгения
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Добавить комментарий

Сopyright © 2011-2024
All rights reserved
You are here: Блоги Тактика в русских шашках. Удар Наполеона